
Есть в Иерусалиме одно место. Оно находится недалеко от улицы Яффо, в самом центре города, за зданием мэрии, по дороге от автобусной станции к Старому городу… Место это малоизвестно туристам, и даже большинство жителей города едва ли о нем слышали. Оно несет на себе отпечаток тяжелой и трагической истории событий и людей, отдавших свои жизни за свободу и независимость Израиля. Поведать нам эту историю могут стены Бевингарда. Мы даже сможем услышать их голоса, нужно только сделать небольшой шаг в прошлое…
1917-й год – последний год правления Османской империи в Эрец Исраэль. Сионистская деятельность, ослабленная османским правлением, уже почти потеряла свою силу, а государства Европы активно стремятся закрепиться на Ближнем Востоке, и среди них - Россия.
Один из самых простых способов обозначить свое присутствие – развивать паломничество. Паломники в большом количестве приезжали в Израиль, и многие оставались жить на Святой земле. Для своих паломников Россия строит рядом со Старым городом комплекс, включающий в себя храм, госпиталь и подворья: мужское и женское.
Позже, после окончания Первой мировой войны, когда территория современного Израиля достанется Британии, англичане разместят в зданиях русского подворья свои административные центры, в том числе, полицейский участок и центральную британскую тюрьму Бевингард, в стенах которой в нечеловеческих условиях будут содержаться участники еврейского освободительного движения.
Незадолго до захвата Палестины Британия озвучивает декларацию генерала Бальфура, в которой говорится о создании двух государств для двух народов. Для евреев этот документ стал надеждой на возрождение Сионистского движения и образование своего, пусть и маленького, но независимого государства. Для арабов же эта декларация была как гром среди ясного неба. Их недовольство стало выражаться в постоянных стычках с еврейским населением Палестины и требованием отмены декларации.
Как оказалось позднее, усилия британцев отнюдь не были направлены на создание Еврейского государства, а целиком преследовали лишь интересы самой Британии. После Арабского восстания в 1936 году, в ходе которого пострадали как евреи, так и сами британцы, энтузиазм у англичан иссяк. Последовали ограничения иммиграции и запрет на создание поселений, то есть, на то, что играло основополагающую роль в создании Еврейского национального государства.
Противостояние арабов иммиграции привело к созданию еврейского освободительного движения «Агана», а препятствия со стороны британцев заставили группу людей из «Аганы» уйти в подполье и создать еще одну военную и более радикальную организацию – «Эцель». Действия «Эцель» были направлены как против арабского сопротивления, так и против самих британцев.
В 1940 году, уже во время Второй мировой войны, зарождается еще одна организация сопротивления – «Лехи». В нее входили члены «Аганы» и «Эцель», которые были не согласны во время Второй мировой войны помогать англичанам в борьбе с нацистами. Именно члены «Лехи» продолжили сопротивление жесткой политике Британской империи в отношении иммиграции евреев.
За свою деятельность члены подпольного сопротивления «Аганы», «Эцель» и «Лехи» отправлялись в тюрьму Бевингард в качестве политических заключенных. Приговоры им выносились военными судами и, в зависимости от тяжести преступления, варьировались от нескольких месяцев до пожизненного заключения. А за террор в отношении английских военных выносились смертные приговоры.
Члены освободительных движений содержались в камерах без кроватей. Спали они на полу на циновках, подушкой служил шерстяной плед. В качестве туалета – черное ведро в углу камеры, умывальник – таз с водой. Заключенные носили коричневую тюремную одежду. В каждой камере был «мухтар» – ответственный за порядок. Он имел некоторые привилегии, например, кровать. Во многих камерах на стенах и на полу видны нацарапанные символы, оставленные заключенными: звезды Давида, серп и молот, очертание Палестины с ружьем на переднем плане, символы военных организаций, а также имена осужденных.
Обычные преступники, осужденные за «легкие преступления», содержались в лучших условиях. Им разрешено было носить обычную одежду, они спали на кроватях, им позволялось иметь в камере нарды или шахматы.
В начале Британского мандата численность заключенных в тюрьме не превышала 250 человек, а к концу мандата их число составляло уже 500 человек. Среди заключенных были как евреи, так и арабы. Нередко в тюрьме возникали стычки между ними, что привело к крупным волнениям в 1947 году.
Число политических узников тюрьмы (членов сопротивления) постоянно росло, и они требовали перевести их в отдельные камеры. Британцы с трудом согласились на это требование, разделив здание тюрьмы на два крыла: еврейское и арабское. Также были созданы мечеть и синагога. Для многих синагога была единственным способом связи с внешним миром: сюда в шабат и праздники на протяжении 25-ти лет приходил раввин Арье Левин, через которого можно было послать весточку родным или узнать какие-то новости.
Внутренний тюремный двор служил для дневных прогулок. К нему примыкали подсобные, технические и рабочие помещения: мастерские, кухня, пекарня, прачечная, склад личных вещей и душевые с туалетами. Туалеты было разрешено посещать только во время прогулок, в остальное время – то самое черное ведро в углу камеры.
На территории также была печатная мастерская, где заключенные печатали газеты, и творческая мастерская, где делали ковры и различные предметы домашней утвари. Была также сапожная и швейная, где шили тюремные робы. Мастерские служили для нужд британцев: изготовлялась обувь для солдат, для погибших в тюрьме делали гробы, а печатный двор печатал британскую прессу.
В 1946 году заключенным одной из камер при помощи товарищей, находившихся на свободе, удалось организовать побег. Их товарищи под видом ремонтников приходили в тюрьму чинить канализацию, но вместе с этим они помогали делать подкоп, который заключенные начали рыть в углу камеры под одной из кроватей. К побегу готовились тщательно. В нескольких камерах в полках и стеллажах были организованы тайники для записок, оружия и инструментов. Туннель копали к канализации, которая проходила за пределами тюрьмы. Когда он был готов, беглецы переоделись в одежду спецслужб. Двенадцати заключенным удалось сбежать.
Для приговоренных к смертной казни были две отдельные камеры, а рядом с ними – комната, где приговор приводили в исполнение. Петля и люк в полу – быстро и без церемоний. Смертники носили красную одежду, а камеры были без окон, похожие на карцер. Карцер тоже был – он располагался в полуподвальном сыром помещении.
Среди заключенных этой камеры в 1946 году были член «Лехи» Моше Баразани и член «Эцель» Меир Файнштейн. Их поймали и осудили за различные акции и протесты. Обе организации решили сорвать казнь и приготовили две гранаты. Каждую спрятали в апельсин и пронесли в камеры вместе с другими фруктами. Одна граната – для подрыва охраны и начальника тюрьмы, а вторая – чтобы подорвать себя.
Однако в день перед казнью к заключенным пришел Раввин Яков Гольдман, который после разговора с ними решил присутствовать на казни, чтобы поддержать дух идущих на смерть людей. Баразани и Файнштейн не могли допустить, чтобы пострадал раввин, а отговаривать его, раскрывая план, не было никакого смысла: он не одобрил бы самопожертвование по духовным причинам. После его ухода приговоренные на смерть обнялись, зажав гранату между собой, запели «Атикву» и подорвали себя, не дав привести приговор в исполнение.
В 1948 году, после окончания Британского мандата, в ходе Войны за Независимость здания тюрьмы перешли под контроль еврейской освободительной армии «Агана», а в 1960 году Израиль выкупил эту территорию у Советского союза в рамках известной многим «апельсиновой сделки». Сейчас в помещении бывшей британской тюрьмы находится Музей узников подполья. Во время экскурсии можно посетить все помещения и узнать истории узников, находившихся в этих стенах.
Перед камерами, в которых Файнштейн и Баразани провели последние дни жизни, висят сейчас мемориальные доски с их портретами. Они были похоронены на Масличной горе. А их первые надгробные плиты находятся сейчас в музее в память об их героическом поступке. Руководитель «Эцель», а в последствии премьер-министр Израиля Менахем Бегин завещал похоронить его не на правительственном кладбище на горе Герцль, а рядом с ними – на Масличной горе.
В этом жутком месте, в темных холодных помещениях с каменными полами, в постоянных стычках между арабскими и еврейскими заключенными жили и умирали члены освободительных движений, боровшихся за мир на своей земле. Многие погибали от болезней. А те, кто выходил из мрачных стен Бевингарда, продолжали свою борьбу за свободу и независимость Израиля. Память о них хранится и сегодня… недалеко от улицы Яффо, в самом центре города.
Часы работы музея: вс. - чт. с 9:00 до 17:00. Адрес: ул. Мишоль Агвура (Misheol Hagvurah) 1, Русское Подворье, за зданием Иерусалимского муниципалитета.