Места

Церковь Святой Тавифы в Яффо
Горненский монастырь
Бахайский храм в Хайфе
Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Эйн Геди заповедник на Мертвом море

Игорь Трибельский
Экскурсовод по Израилю, живет и любит в Иерусалиме.
Церковь святого Петра в Иерусалиме на месте дома первосвященника Кайафы.
Церковь святого Петра в Иерусалиме на месте дома первосвященника Кайафы.
Мозаика на парадном фасаде.
Мозаика на парадном фасаде.
Еще один ракурс - все хороши!
Еще один ракурс - все хороши!
Вид на Рас-эль-Амуд и Масличную гору.
Вид на Рас-эль-Амуд и Масличную гору.
Витражи на лестнице. Церковь святого Петра в Иерусалиме
Витражи на лестнице. Церковь святого Петра в Иерусалиме
Дорога на территории монастыря.
Дорога на территории монастыря.
Старая алтарная панель.
Старая алтарная панель.
"И выйдя вон, Петр плакал горько".
Раскаяние св. Петра.
Раскаяние св. Петра.
А вот и петух! Свое уже пропел :)
А вот и петух! Свое уже пропел :)
Церковь святого Петра в Иерусалиме снизу вверх.
Церковь святого Петра в Иерусалиме снизу вверх.
Раскопки дома Кайафы.
Раскопки дома Кайафы.
Петр в окружении своих преданных друзей.
Петр в окружении своих преданных друзей.
Нижний ярус церкви.
Нижний ярус церкви.
Интересный ракурс...
Интересный ракурс...
И еще один. Не хуже.
И еще один. Не хуже.
Так и подписано:
Так и подписано: "связаный Господь".
Вид на отверстие в камеру Иисуса.
Вид на отверстие в камеру Иисуса.
Тоже самое, только изнутри.
Тоже самое, только изнутри.
Окна в камеру Иисуса, вид изнутри.
Окна в камеру Иисуса, вид изнутри.
Комната стражи.
Комната стражи.
Конюшня, которую считают тюрьмой.
Конюшня, которую считают тюрьмой.
Петух на самом высоком пьедестале!
Петух на самом высоком пьедестале!

Церковь Св. Петра и крика петуха в Иерусалиме


Тем, кто, начитавшись Дэна Брауна, ищет в Иерусалиме романтики неразгаданных древних загадок – вам сюда, в церковь св. Петра и крика петуха. Ее легко найти – этот серый купол над белыми стенами виден отовсюду: с вершины Масличной горы, из Еврейского квартала, от бассейна Шилоах в городе Давида. Сюда легко попасть: монастырь открыт во все дни, кроме воскресенья; 8 шекелей – и вы внутри. Правда, есть один нюанс: чтобы войти в церковь, надо… плотно закрыть ее дверь. Чтобы увидеть барельеф, на котором Иисус предсказывает св. Петру, что сегодня, до пения петуха он успеет трижды отречься от Учителя, ведь именно этому эпизоду, присутствующему во всех четырех евангелиях, и посвящена церковь. Но главная проблема этого здания в другом: отсюда невозможно выйти…

Камни у порога

Откуда мы знаем, что эта церковь стоит на месте дома первосвященника Каиафы, где Иисус предстал перед судом Синедриона? В этом мы следуем версии царицы Евдокии, которая в середине V в., оставив супруга, Феодосия II, навсегда переехала в Иерусалим. Это она наделила это место евангельским смыслом и отметила церковью. Ей-то и принадлежат участок стены и фрагмент мозаики, которые нам показывают внутри у входа.

Все обаяние архитектуры

Имя архитектора запоминать не надо – оно написано у входа в главный зал. Этьенн Бубе. Оцените его работу! Он аккуратно вписал свое здание в сложный рельеф склона горы с раскопками. Число ее этажей сразу не определишь, два точно, а потом идет крипта сложной конфигурации. Верхний зал посвящен Иисусу, нижний, как и вся церковь – св. Петру. В крипте самый нижний уровень составляет «темница Иисуса». Все, что касается камня – подлинное, можно видеть царапины от резца, следы выборки камня. Интерпретация? Вполне возможно. Над темницей есть еще одно подземное помещение, которое церковь предлагает нам считать его тюрьмой. Не верьте! В доме первосвященника тюрьмы быть не могло, ибо в Торе нет наказания в виде тюремного заключения. Скорее всего, это была конюшня, возможно, для ослов и мулов.

За пределами здания церкви раскопки дома продолжаются. Вот тут-то мы и можем убедиться, что это был целый дворец, принадлежавший знатному иудею. Еврейскую принадлежность особняка указывает неопровержимый признак: наличие миквы, даже нескольких.

Энергия красоты

Его стены и свод почти полностью покрыты сочными многоцветными мозаиками. Только не покупайтесь на их внешнюю красоту – главное здесь не она, а скрытые в сюжетах и фигурах загадки! Это Европа – страна «образов», где главным аргументом является красота, а мы, Израиль, обетованная земля смыслов (подробнее об этом - здесь)… Но если уж попали под ее обаяние, то обратите внимание на витражный крест в куполе: часто ли вы встречались с подобным решением в церквах? А ведь как здорово, как это соответствует христианской картине мира! Хотя, на самом деле, это, всего лишь, иллюстрация к апокалипсису. Между лучами креста надпись по-французски: «Во дни Страшного суда крест воссияет в небе».

Главные детали – это три сюжетных панно. Прямо – Иисус перед судом Синедриона. С этим эпизодом связано море загадок – вся система иудейского судопроизводства нарушена, нет четкого обвинения, не выносится приговор. Почему? Рассуждений и ответов на целый роман. Но это только первый том! Слева – суд Понтия Пилата. Здесь с тайнами поскромнее, но тоже имеются вопросы: обвинение, с которым Иисуса привели к префекту, не фигурировало на суде Синедриона, почему Понтий Пилат не провел следствие по делу Иисуса и не арестовал сообщников?

Самая загадочная Тайная Вечеря

На правой стене изображена Тайная Вечеря. И пусть не обижается Дэн Браун, но это изображение несет в себе больше загадок, чем известная работа Леонардо да Винчи в Милане. Насколько великий итальянец превосходит наших французов в мастерстве и технике, настолько уступает в таинственности. Почему учеников одиннадцать, а не двенадцать, как у всех, почему Иисус держит в руке хлеб, а не чашу? Допустим, мы ответим, что перед нами иллюстрация к описанию этого эпизода в Евангелии от Иоанна – но тогда, в засаде, нас ждет серия вопросов по поводу самого загадочного персонаже Евангелий вообще, «ученика, которого Иисус любил». Это он у Леонардо изображен женоподобным, а не Мария Магдалина, как хочет убедить нас американский романист. С этой фигурой все не так просто – это еще один роман. В нем, непременно, должно быть место главе под названием «Заговор Четырех», и объяснение, почему апостол Иоанн НЕ может быть любимым учеником, а если это не он, то кто он, и что за Иоанн, который выступает титульным автором этого Евангелия? Одним словом – второй том.

Судьба Святого Петра

А в нижнем зале между тремя его картинами, выполненными в иконографической манере, неравномерно распределен еще один том загадок. Хорошо, если вы – католик. Тогда перед вами вся жизненная программа. Вот, слева, св. Петр, первый из людей, отрекся от Учителя, чем согрешил. Так и все мы грешим. На иконе прямо он раскаивается, сидя у входа в пещеру – и ты покайся! А на правой иконе он, все-таки, получил Благословение! Так и для каждого вас, очищенного раскаянием, откроются ворота в Рай.

Но если вы во всем ищете интригу, то тогда ответьте: почему св. Петр отрекается, и отчего это так важно, что Иисус еще и предсказывает. Почему именно три раза, и при чем тут петух? И это только начало, потому что потом вопросам не будет конца, и за третьим томом последует четвертый.

Я же предупреждал, что из этой церкви не выйти…

Игорь Трибельский
Экскурсовод по Израилю, живет и любит в Иерусалиме.
15
иерусалим, христианство

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »