
«Молодежь репатриируется раньше родителей» - именно так переводится с иврита расшифровка аббревиатуры «НААЛЕ» - названия одной из самых популярных программ для репатриации для школьников. Программа «НААЛЕ» функционирует с 1992 года. За это время более 15,000 подростков из разных стран успешно завершили среднее образование в светских и религиозных школах и интернатах Израиля.
Обучение продолжается 3 или 4 года. Трехгодичная программа рассчитана на школьников, закончивших 9 или 10 класс, а четырехгодичная на выпускников 8 или 9 класса. В конце обучения участники программы сдают Государственный Выпускной Экзамен («Багрут») по ряду обязательных предметов. Те из них, которые набирают не менее 56 баллов из 100 по каждой дисциплине, получают аттестат зрелости и могут поступать в высшее учебное заведения. Так же, при желании, во время участия в программе можно подготовиться и пройти гиюр, для, например, евреев по отцу. Подробнее о гиюре можно прочитать в этой нашей статье.
Что бы попасть на программу НААЛЕ необходимо связаться с ближайшим представительством Сохнута и предоставить документы, подтверждающие право на репатриацию, а так же пройти тестирование способностей и психологического соответствия. Для проведения тестирования в представительство Сохнута выезжают специалисты из Израиля. Такой строгий отбор обусловлен тем, что организаторы программы должны быть уверенны, что подросток психологически готов преодолеть трудности, связанные с изменением учебной программы, длительным пребыванием в новой среде и разлукой с родными и друзьями.
Программа полностью финансируется Государством Израиль и Еврейским агентством Сохнут. Как написано на официальном сайте программы, участники получают бесплатное обучение, проживание и питание. Медицинская страховка включает в себя стоматологическую помощь, но, к сожалению, не покрывает расходы на лечение хронических заболеваний. В конце первого учебного года обучения участникам программы предоставляются бесплатные билеты для посещения родителей во время летних каникул. Родители могут всегда навестить своего ребенка, но за свой счет.
Я учусь в 10 классе, в школе Ха-Кфар Ха-Ярок, недалеко от Тель-Авива. Эта школа не религиозная, считается одной из самых лучших школ в «НААЛЕ» из-за хорошего общежития и обучения – практически все ее выпускники успешно справляются с «Багрутом» - Государственным Выпускным Экзаменом. Выбор дополнительных предметов как для израильтян, так и для учеников «НААЛЕ» велик и включает в себя все естественные и социальные науки: социология, экономика; художественно-эстетические: театр, кино, художественное искусство, музыка (классика, рок и джаз), и т. д.
Стипендия здесь 350 шекелей в месяц (самая большая в программе «НААЛЕ»), ее в принципе хватает, если закупаться по мелочи, но если хочется выехать куда-нибудь в Тель-Авив с друзьями и погулять, то до конца месяца денег, конечно, не остается.
У нас огромное количество разных мероприятий и возможностей. Несколько раз в год есть экскурсии в разные точки страны с группами «НААЛЕ» со всего Израиля и иногда просто со школой. В общежитии тоже организуют множество мероприятий. Например, мы каждый год ставим какой-нибудь спектакль. Это на самом деле очень захватывающе, потому что весь класс выступает перед огромным количеством людей.
На территории школы есть животные: коровы, курицы и лошади. А еще небольшой зоопарк, в который часто приезжают семьи с детьми. Это очень радует глаз.
В моей комнате живут 4 девочки, но есть группы, в которых живут и по 2 человека. Нам достаточно удобно, потому, что комнаты довольно просторные и санузел есть в каждой из них. Школа выдает нам все необходимое для гигиены. На каждый класс есть стиральная машина и сушилка.
На самом деле тяжело жить вместе постоянно, но на выходных можно выезжать в приемные семьи, к родственникам или друзьям. У нас в школе выездные шаббаты раз в две недели. То есть один шаббат все общежитие остается в школе на различные мероприятия, а на следующей неделе разъезжаются.
У меня на момент приезда в страну не было родственников здесь, поэтому школа позаботилась о приемной семье. В моем случае это израильтяне из Раананы, у которых дочка учится со мной в параллели. С самого начала было очень непривычно жить у незнакомых людей, искать с ними общий язык. Но в определенный момент понимаешь, что им, наверное, еще тяжелее, чем тебе, и начинаешь вести себя более раскрепощено. На данный момент я с ними уже 2 года и эти люди по настоящему стали моей второй семьей. Я полюбила их всем сердцем и знаю, что даже когда я закончу программу, я буду частью их семьи.
Я сейчас заканчиваю школу Мевоот Ирон, приехал сюда в 2012 году.
Самое тяжелое то, что ты видишь одних и тех же людей 3 или 4 года 24 часа в сутки и невозможно их избежать, даже если очень захочется. В первый год было очень тяжело с этим, так как я не адаптировался еще. Да и язык не сразу дался.
В «НААЛЕ» ты не только учишься, но и должен участвовать в общественной деятельности. Значит, у вас существуют какие-то мероприятия с группой 2-3 раза в неделю. Не особо много и трудно, но когда в России рассказывали про «НААЛЕ», упоминалось только что это учебная программа, и ни разу не говорилось, что мы будем обязаны участвовать в чем-то всей группой.
Со второго года стало легче. Появилась приемная семья, которую в первый год я не хотел брать из-за языка. Приемная семья - это очень полезно. Они стали для меня близкими друзьями – всегда помогают. Я часто к ним приезжаю на выходные, погружаюсь в израильскую культуру, узнаю какие-то вещи, традиции, язык опять же. А самое главное, могу хоть не на долго уехать из того места, где все время нахожусь.
На сайте программы сказано, что каждый учащийся может влиять на свой учебный план в зависимости от своих интересов и способностей. На деле это не совсем правда: можно выбрать всего один предмет как дополнительный, типа театра, музыки, искусства, информатики. Я выбрал информатику, но теперь об этом жалею, потому, что понял – это не мое. А изменить решение уже нельзя.
Мой брат Александр с октября 2014 года учится в школе Хадаса Неурим, в Нетании. Ему там очень нравится – есть много дополнительных занятий по интересам, экскурсии, культурные мероприятия.
У нас за него, конечно «душа болит», постоянно кажется, что он не доедает. Стараемся высылать ему деньги, что бы он себя не ограничивал в еде и развлечениях. И еще переживаем, что его не достаточно опекают. Ведь, ребят там много, и у каждого свои потребности.
Конечно, если есть желание, любой участник программы, может стать членом «приемной семьи». Так, конечно, проще пережить разлуку с родителями и друзьями, оставшимися в другой стране. У Саши такой семьи нет, но один раз его с другими ребятами возили в гости к израильской семье. Встретили их гостеприимно, одарили вниманием. Ребятам понравилось.
Я считаю, что это хорошая программа, так как она помогает подросткам стать самостоятельными, многому научится, приобрести друзей из разных стран. Мой брат уже сейчас задумывается о получении хорошей профессии. И, разумеется, огромный плюс – это возможность потом остаться жить в Израиле.
Сейчас я заканчиваю 12-й класс в религиозной школе Кфар Ситрин. Сам я из не религиозной семьи, но захотел учиться именно в этой школе, потому что был на ее семинаре в подмосковье и мне понравилась идея получения высокого атестата. Это действительно так – здесь аттестат гораздо выше, чем в остальных школах программы «НААЛЕ».
Хоть у меня и не было постоянной приемной семьи, в ходе учебы я ездил в самые разные семьи по всей стране на шаббаты.
О минусах мне трудно сказать. Два года назад я во всем видел лишь минусы, но в последнее время они перевернулись для меня в плюсы. Единственное, что меня расстраивает, это то, что моя школа не участвует в семидневной экскурсии Маса Наале по пустыне Негев, и что нам запрещено посещать собрания «Йом НААЛЕ» раз в месяц в разных школах.
Мой сын Еврений закончил школу Маале Шахарут в кибуце Эйлот по программе «НААЛЕ» два года назад. И я очень счастлива, что он попал на эту программу. Он не только получил отличное образование, но и стал другим человеком. Более зрелым, ответственным и, самое главное, добрым.
Ребята во время экскурсий прошли пешком чуть ли не пол Израиля, плавали на яхте по Красному морю, ездили в Польшу в музей Освенцима – об этом могу рассказывать очень долго и много.
Как только они приехали в кибуц, их распредели по приемным семьям. По 2 - 3 чел на семью. Отношения были очень теплыми. Например, Женя тогда был вегетарианцем, и для него специально готовили вегетарианские блюда. Я даже переписывалась с его приемной мамой. Она и мне присылала подарки.
На третьем году обучения, в 18 лет Женя получил гражданство Израиля. Сейчас он служит в израильской армии - ЦАХАЛе.
Я приехала учиться в сентябре 2014 года в юд (10 класс) в школу Мевоот а Негев.
Я хотела уехать еще после 8 класса, но моим родителям не нравилась эта идея – не хотели отпускать меня. Их согласие было получено только когда я училась в 9 классе, тогда как раз происходили печально известные события в Украине, где мы жили.
В общем – мне все нравится, но минусы есть везде. То, что я могу назвать прямо сейчас - очень сложно в психологическом плане. Жить в одном доме с еще двадцатью людьми, у которых, как и у тебя бывает плохое настроение, нервы, ссоры - это непросто. И еще, у тебя нет личного времени и пространства. Второй минус – на программе не относятся к твоему здоровью с трепетом. Идти в школу, делать дежурство или пойти в поход с температурой - обычное дело.
Но я не жалею, что поехала. Я думаю, в Израиле легче самореализоваться. Да и родители начнут серьезнее ко мне относиться. Здесь больше свободы и самостоятельности. Взять, хотя бы деньги – приходится учиться с ними обращаться. Каждый месяц нам дают 165 шекелей, 50 шекелей на счёт в магазинчике кибуца, 40 на дорожную карту и дополнительные деньги на поездки к родственникам на выходных.
После окончания программы у меня есть намерение репатриироваться, ведь без него участие в «НААЛЕ» было бы бессмысленно. Пойду в армию.
В 1993 году я приехал в Израиль учиться на программу «Алия 16». Теперь, если я не ошибаюсь, ее объединили с «НААЛЕ».
По результатам тестирования в Санкт-Петербурге я должен был учиться в школе с физико-математическим уклоном. Но в конечном итоге я попал в сельскохозяйственную школу, Нахалат Йеhуда, в Ришоне. Было очень странно – отправиться из Петербурга на физмат, а попасть в «коровник» :) Но это не страшно, ко всему привыкаешь. И к тому, что вдруг ты оказываешься рядом с людьми не своего круга, спишь по 4 человека в комнате, доишь коров, собираешь яйца, и почти год ничего не учишь, потому что это не твой уровень. Хотя последнее меня очень расстроило!
У меня не было семьи, которая бы меня принимала, но было много родственников, к которым я иногда ездил.
Кстати сказать, коровник стал не только разочарованием, но и ярким впечатлением тоже! Как и права на трактор, и куча израильтян вокруг.
Мое мнение – «НААЛЕ» это программа для сильных и самостоятельных людей! Это такая дверь, в которую страшно войти неподготовленным. Мы были не готовы, но это было 22 года назад. Надеюсь сейчас все по-другому. Это может стать как провалом всей твоей жизни, так и шагом к совершенно другому себе. Все зависит от человека.