
Получение водительских прав – один из самых актуальных вопросов для современного человека, а Израиль – страна прогрессивная и тут существуют свои ближневосточные нюансы дорожного движения. Здесь рано начинают учиться вождению – уже в 16 лет человек может сесть за руль с опытным преподавателем. Кроме этого, в нашу страну стремятся люди со всех уголков Земли и, конечно, у многих есть права, которые необходимо подтверждать. Сейчас вы узнаете о процессе обучения вождению в Израиле.
Преподавать вождение я начал еще в родном Кишиневе, но, когда приехал в Израиль, не думал, что свяжу с этим свою жизнь. Более того, мне казалось, что будет очень трудно: преподавать вождение – это не просто показывать, как нужно ездить и правильно переключаться. Прежде всего, нужно понимать тех, кто находится с тобой на одной дороге.
Такой ситуации, как на израильских дорогах, я не видел больше ни в одной стране. Пешеходы медленно по диагонали переходят дорогу, здороваясь друг с другом, машины останавливаются в три ряда… Ситуация на дороге напрямую зависит от менталитета! Но если меня спросят: где труднее сдать на права – в Израиле, России или Америке, я без тени сомнения отвечу: в Израиле: требования экзаменаторов здесь очень высоки.
Обучение вождению в Израиле проходит в дваэтапа. Во-первых, нужно изучить теорию, чаще всего это делается на таком сайте как: www.lamed.co.il. Экзамен можно сдать на иврите, русском, английском испанском на сайте. На экзамене нужно ответить на 30 вопросов, из которых можно допустить четыре ошибки. Если вы не прошли, через сутки результат обнуляется, и можете смело повторять пройденный алгоритм. Пересдавать можно бесконечное количество раз, другое дело, что лучше хорошо подготовиться и не платить за пересдачи снова и снова. Сдали – в добрый путь на следующий этап!
Практическая часть обучения вождению: ученик садится за руль и начинает передвигаться по дорогам Израиля с преподавателем. В Израиле никто не может обучать самостоятельно, не будучи прикрепленным к какой-либо автошколе. Однако привычное понятие «автошкола» для нашей страны не вполне применимо: обучение здесь индивидуальное. Зачастую ученик даже не знает, где находится его автошкола: преподаватель сам приезжает к нему и отвозит после занятий домой.
Обязательный минимум для обучения – 28 уроков. На мой взгляд, это как раз минимальное количество, достаточное для того, чтобы уверенно вести машину. Учителя в Израиле в основном гораздо лучше тех, с которыми я сталкивался на родине. Местные курсы подготовки инструкторов, как правило, очень хорошие и дорогостоящие; можно быть уверенным, что те, кто их закончили, владеют своей профессией.
Сколько занимает процесс обучения вождению? У меня были ученики, которые справлялись всего за месяц, но это редкий случай. В среднем же, для того, чтобы нормально выучиться (приготовить и сдать теорию, пройти осмотр и окончить практику), нужно потратить три-четыре месяца.
Определенной статистики, насколько успешно в Израиле с первого раза сдают экзамен на права, не существует. По своему опыту могу сказать, что если четверть претендентов сдает сразу – это хороший результат.
Первые полгода после получения прав с молодым водителем ездит сопровождающий: в первые три месяца – постоянно, далее – только ночью. Это не распространяется на тех, кто получил права в возрасте старше 24 лет; такие автомобилисты просто ездят два года с табличкой «молодой водитель».
Новые репатрианты, прибывающие с правами, первый год могут беспрепятственно ездить с ними, а в течение первых трех лет – сдать экзамен. В этом случае у вас не будет обязательных 28 уроков и не придется сдавать теорию. Сам экзамен тоже будет несколько проще и быстрее. Однако я бы рекомендовал брать уроки в любом случае – это поможет лучше понять особенности местных дорог, вождения и условий дорожного движения. Впрочем, не нужно забывать, что инструкторы захотят на вас заработать; берите ровно столько уроков, сколько вам понадобится, чтобы чувствовать себя уверенно.
Чтобы подтвердить иностранные права, нужно прежде всего пойти в отделение Министерства транспорта (Мисрад-а-ришуй), где вам выдадут специальный зеленый бланк («тофес а-ярок»), его дают бесплатно. Этот бланк нужно заполнить у врача-терапевта вашей больничной кассы. Затем в ближайшей оптике необходимо проверить зрение. После этого с результатами проверки, заполненным бланком и копией своих прав нужно прийти в тот же Мисрад-а-ришуй, где ваши документы проверят и поставят необходимые печати. После этого можно начинать заниматься с инструктором, либо сразу сдавать практику.
Турист, приехавший ненадолго, спокойно может ездить со своими правами. В настоящее время права других государств действительны в Израиле полгода. Кстати, иметь израильские права можно даже без гражданства и паспорта нашей страны. Иностранные рабочие, которые прибывают надолго, делают себе такие и спокойно водят транспорт.
Сорокаминутный урок вождения стоит 100-120 шекелей – то есть полный курс в 28 уроков обойдется приблизительно в три тысячи. Сам экзамен стоит около 400 шекелей, проверка зрения – 50 шекелей. Кстати, пересдачи в Израиле платные, к этому тоже нужно быть готовым.
Тем, кто собирается сдавать на права, я советую хорошо настроиться. Это серьезное занятие в ментальном и материальном плане. Нужно подумать, к кому ты идешь заниматься, посоветоваться со знакомыми и друзьями. Я уже говорил: все зависит от учителя, а не от школы. Есть еще кое-что, самое главное, что я хотел бы сказать всем – и водителям и пешеходам: люди, любите друг друга! И не только на дороге :)