• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Мевассерет Цион - незаметная точка на карте

Места


Игорь Трибельский
Экскурсовод по Израилю, живет и любит в Иерусалиме.
Мевассерет Цион Иерусалим.
Мевассерет Цион Иерусалим.
Стена Плача, Иерусалим.
Стена Плача, Иерусалим.
Обычная, не лишенная своей красоты, картина строительства моста. Это единственное место на свете, где оно оказалось исполнением библейского пророчества!
Обычная, не лишенная своей красоты, картина строительства моста. Это единственное место на свете, где оно оказалось исполнением библейского пророчества!
Место, где, буквально,
Место, где, буквально, "кривизны выпрямятся": участок дорожной эстакады, "срезающий" вираж Моца.
Сначала здесь был поселок Мевассерет-Йерушалаим. Теперь это название осталось только на указателе поворота на Мевассерет-Цион.
Сначала здесь был поселок Мевассерет-Йерушалаим. Теперь это название осталось только на указателе поворота на Мевассерет-Цион.
Мевассерет-Цион издали. Вид со стороны Иерусалима.
Мевассерет-Цион издали. Вид со стороны Иерусалима.
Первый въезд в Мевассерет-Цион со стороны Иерусалима.
Первый въезд в Мевассерет-Цион со стороны Иерусалима.
Мевассерет-Цион на фоне Иудейских гор в лучах заходящего солнца.
Мевассерет-Цион на фоне Иудейских гор в лучах заходящего солнца.
Внутриквартальная лестница в поселке Мевассерет Цион.
Внутриквартальная лестница в поселке Мевассерет Цион.
Вершина Мевассерета - памятник танкистам и бойцам бригады Харэль.
Вершина Мевассерета - памятник танкистам и бойцам бригады Харэль.
Вершина Мевассерета - памятник танкистам и бойцам бригады Харэль.
Вершина Мевассерета - памятник танкистам и бойцам бригады Харэль.
Вершина Мевассерета - памятник танкистам и бойцам бригады Харэль. Карта боев.
Вершина Мевассерета - памятник танкистам и бойцам бригады Харэль. Карта боев.
Иерусалим.
Иерусалим.
Иерусалим.
Иерусалим.
Древние стены Иерусалима.
Древние стены Иерусалима.

Мевассерет Цион - незаметная точка на карте


Мимо этого места проезжают все, кто едет в Иерусалим по шоссе номер 1. Название поселка, о котором идет речь, гид может и не называть: кому вообще интересны мелкие населенные пункты у дороги. Но даже если и укажет на него, то потратит на это не более секунды.

Вестница Сиона

На вершине последней горы на пути в Иерусалим находится уютный пригород нашей столицы, Мевассерет-Цион. Название имеет неожиданный смысл.

Корень этого слова, бсора, означает весть, причем, не любую, а непременно, положительную, добрую. Это слово впервые появляется во II книге Царств (или Самуила). Его перевод на греческий язык — евангелие. Соответсвенно, мевасер — вестник, на греческом, соответственно, евангелист. Буква «тав» в конце означает женский род — вестница (строго говоря, «евангелистка», но это совсем не звучит). «Вестница Сиона» — вполне красивое название для города, но, все-таки, несколько необычное. Откуда оно?

Нет никакой возможности рассказать об этом на ходу, за то мгновение, в течение которого утопающие в зелени дома Мевассерета мелькают за окнами автобуса. Я попытался было, но ничего хорошего из этого не вышло. А вот теперь условия другие, можно попробовать объяснить.

Слова великого пророка

Давайте вместе откроем книгу пророка Исаии. Она начинается словами: «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских». То есть, человек, который наблюдал и пересказал описанные в тексте картины, жил в период расцвета Иудейского царства и был непосредственным свидетелем и, даже, участником многих драматичных и славных событий той эпохи. Он настолько прочно привязан к реальности своего времени, что некоторые его слова получили необычное для книг этого жанра археологическое подтверждение.

В конце правления царя Езекии (все-таки, Хизкиягу) над Иудеей и ее столицей нависла угроза нападения Ассирии, первой в истории империи, на тот момент обладавшей самой мощной и непобедимой армией в мире. В ходе подготовки к неизбежной осаде царь окружил Иерусалим новой стеной семиметровой толщины. По этому поводу Исаия, современник и свидетель строительства, написал: «и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену» (Исаия, 22:10).

Сегодня мы достаточно точно определяем даты ее строительства — 705-701 гг. до н. э., с момента гибели ассирийского царя Саргона II и до вторжения в Иудею войск его сына, Санхериба. Ассирийцы плотным кольцом окружили Иерусалим. Несмотря на предложенный царем Езекией огромный выкуп золотом и серебром, они требовали безоговорочной капитуляции. А потом произошло нечто неожиданное: армия, перед которой не устоял ни один город, отступила от иудейской столицы так и не предприняв попытки захватить ее силой. Сведения об этом содержатся не только в Библии, которая сообщает об ангеле, унесшем ночью жизнь 183 тысяч вражеских солдат (это можно считать романтическим преувеличением, которое факта, в конце концов, не отменяет), но и в собственно ассирийских архивах.

В наши дни участок этой славной стены раскопан; его можно видеть в одном из дворов в центре Еврейского квартала Старого Города, по соседству с площадью Хурва. Но кроме нее там отлично просматриваются остатки стен обычного жилого дома, раздавленного массивными укреплениями. В этом месте слова пророка, произнесенные 2700 лет назад, странным образом, начинают напоминать газетный репортаж о текущих событиях.

Другой Исаия

Единство языка, литературного стиля, круга тем, общего настроения текста сохраняется до 39-й главы включительно. Но в 40-й все вдруг меняется настолько резко, что позволяет говорить о другом авторстве второй части книги, имеющей всего 66 глав. Принято разделять авторов двух неравных половин текста на Первоисаию и Второисаию.

39-я глава заканчивается рассказом о том, как послы вавилонского царя Меродаха пришли в Иерусалим к Езекии, и тот без утайки показал им все свои сокровища. «И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь» (39:5-6). Царю оставалось только порадоваться, что предсказанное пророком вавилонское завоевание произойдет в отдаленном будущем, а его, Езекии, дни завершатся в спокойствии. То есть, указанные слова текста были произнесены в самом начале VII в. до н. э.

С 40-й начинается предсказание возвращения народа Израиля в Сион (здесь это слово явно означает Иерусалим). Признаки эпохи, о которой идет речь, проявляются не сразу, но зато, вполне убедительно: «Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями» (43:14). То есть, Вавилон, которому первый Исаия предсказал быть разрушителем Иерусалима, уже и сам повергнут. Это прошло почти через 200 лет после царя Езекии.

За это время Ассирия пала, и освободившееся место мирового лидера занял Вавилон. Затем он завоевал Иудею и, преодолев ожесточенное сопротивление защитников ее столицы, захватил Иерусалим, разрушил Храм и увел иудеев в плен. Потом наступила очередь самого Вавилона быть поверженным (в 537 г. до н. э. его захватил персидский царь Кир), о чем пророк сообщает, как об уже свершившемся событии. Таким образом, эти слова Исаии прозвучали в конце VI в. до н. э., когда сыны Иакова получили возможность вернуться.

Сионизм VI в. до н. э. и его современное продолжение

Исаия доносит до своих современников слова Вс-вышнего: «Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли»(43:16-17). На первый взгляд такое описание может показаться туманным (таков уж стиль пророческих книг!), но общий смысл текста можно понять по присутствующим в нем намекам. Здесь описание надвигающихся событий происходит через сравнение с переходом Израиля через Красное (на иврите, Тростниковое) море и гибель в его водах войска фараона. То есть, как прежде из Египта Б-г вывел свой народ, так же он выводит его из Вавилона.

Итак, с 40-й главы начинается предсказание этого Нового Исхода. А теперь обратите внимание на присутствующие в нем слова: «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!» (40:9). Остается лишь немного поправить авторов синодального перевода Библии на русский язык — в оригинале на иврите на месте слова «благовествующий» стоит «мевасерет», то есть, «вестница». Вполне допустимо перевести и «благовестница».

У пророка Исаии (и «первого», и «второго») слово «Сион» не столько название определенного места, сколько его особое свойство, означающее, что оно избрано Б-гом для коллективного диалога с народом Израиля. Для него этим качеством обладает Иерусалим. Вот он и награждает этот город эпитетами «Сион», «дочь Сиона» (потому что само слово «город» в языке иврит женского рода), «гора Сион».

В ХIХ веке лидеры еврейского национального движения, возникшего с целью собрать разбросанный по всему миру народ в «Земле Обетованной», описанной в Торе, воспринимали это слово в том же смысле, который вложил в него библейский пророк. Единственное отличие состояло в том, что понятие «Сион» они приложили уже ко всей Стране Израиля.

Вот и назвали город на высокой горе перед Иерусалимом словами «Вестница Сиона» как прямое цитирование одного из важнейших пророков. Не осталось забытым и второе словосочетание, употребленное Исаией, «Мевассерет Иерушалаим» (Вестница Иерусалима). Сначала оно было названием самостоятельного поселка, который потом вошел в состав нынешнего Мевассерета в качестве одной из его центральных улиц. Использование этих слов (равно, как и Петах Тиква, Ришон ле-Цион и, наконец, Тель-Авив) призвано выразить идею о том, что нынешнее, «сионистское», возвращение Израиля в свою Страну есть непосредственное исполнение библейских пророчеств.

Любопытно, что в этой же главе звучат слова, которые евангелист Иоанн вложил в уста Иоанна Крестителя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (40:3-4). Правда, на иврите они звучат немного иначе, но это уже другие комментарии, и связаны они с иным местом.

Этой последней фразой я планировал закончить статью. Итоги были подведены до нее, она же была задумана в качестве традиционного «продолжение следует...», чтобы в другой статье перейти к новой теме, привязанной к месту на реке Иордан, которое сегодня называют по-арабски Каср эль Яхуд. Но совершенно неожиданно для меня самого жизнь внесла свои коррективы. Это произошло через пару дней после написания поста, когда я в очередной раз, уже не имеющий своего числа, ехал в автобусе из Иерусалима в Тель-Авив. Когда он находился на подъеме к Мевассерет-Цион, я посмотрел направо и был потрясен увиденным до глубины души...

Открытие у окна автобуса

Самое странное состояло в том, что я не увидел там ничего такого, чего не было вчера, позавчера или третьего дня. Обычная, пусть и не лишенная своей красоты, картина: работы по реконструкции шоссе номер один на подъезде к столице. Под вершиной горы Кастель, на которой находится въезд в Мевассерет, пробивается туннель, а вдоль ее крутого склона уже стоят опоры нового моста. Внизу, у поворота Моца, они оказываются выше нынешней дороги. Далее, в соответсвии с проектом, дорога должна разделиться: одна ветка «срежет» крутой вираж и вернется к основному шоссе, другая пойдет по мосту к планируемому новому туннельному въезду в Иерусалим.

Ну и что? Конечно, слава министру транспорта за то, как он, буквально, революционизирует дорожную инфраструктуру Израиля. А чего стоит железная дорога от аэропорта в Иерусалим! Она еще строится, но в одном месте уже видно, как ее полотно выходит из одного холма, продолжается по уже готовому мосту и входит в другой. Но потрясло меня не это: я вдруг осознал, что вижу как «всякая гора и холм понижаются», «долы наполняются», «кривизны выпрямляются» и «неровные пути делаются гладкими».

Названия городов выбираются сознательно. Они могли оказаться и другими. Да, они отражают определенную идеологию, и это понятно. В конце концов, это такая игра культурных взрослых людей. Ребус. Его интересно разгадывать. Здесь же совсем другое. Те, кто планировал эти дороги, опирался на множество различных соображений: я помню их дискуссию с «зелеными», которые ограничивали строителей в чем только могли. Едва ли на их рабочем столе лежала книги пророчества Исаии. Это значит, что совпадение его предсказаний, еще вчера выглядевших чистой фантазией, с тем, что сегодня происходит в реальности, получилось само собой, каким-то естественным образом, а не в качестве сознательной иллюстрации тех или иных установок. Да еще с такой точностью!

Я — экскурсовод. Я так много раз говорил своим туристам, что возникновение современного Израиля есть исполнение библейских пророчеств, что даже сам себя почти убедил в этом. Теперь же из автобусного окна передо мной открылась картина, которая отменяет саму необходимость во что-то «верить» — просто видно, что это именно так.

И тут на меня напали давние сомнения. А как же наши враги, грозящие уничтожить страну и народ? Все эти Хамас, Хизбалла и различные фронты, приступившие с строительству своих халифатов? И Соединенные Штаты с их заботливыми государственными секретарями, и вот уже несколько столетий толкающая нас на заклание Европа, и ООН со своими «палестинскими беженцами», комиссиями по правам человека и вечными осуждениями Израиля уже непонятно за что? Ведь их совокупная численность и возможности намного превосходят наши. А еще сколько израильтян переехали в США, Канаду, Австралию... Выстоим ли? Не исчерпал ли себя «сионистский эксперимент»?

А ответ на все это один. Вот он, за окном автобуса. Если предсказания библейских пророков о нашем возвращении действительно сбываются, значит, так тому и быть. И никакая сила на свете не сможет этому помешать.

Игорь Трибельский
Экскурсовод по Израилю, живет и любит в Иерусалиме.
8
города израиля, история, иерусалим

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »

 
Родная    24.01.2015 в 21:38
!!!! понравилось
fb
 
Alex Bekerman    20.09.2014 в 22:14
Мевасерет Цион - местный совет, образованный слиянием двух местных советов - Мевасерет Иерушалаим и Маоз Цион.Первые маабарот (временные жестяные бараки) начали строить только после 50х годов , чтобы размкстить потоки и\эмигрантов из Курдистана и Ирака.