• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Источник Пресвятой БогородицыИсточник Пресвятой Богородицы

Места


Юрий Полторак
Журналист, профессиональный дипломированный гид в Израиле. Автор многочисленных публикаций и книг о Святой земле.
источник пресвятой богородицы, Назарет.
источник пресвятой богородицы, Назарет.
источник богородицы, Назарет.
источник богородицы, Назарет.
источник богородицы, Назарет.
источник богородицы, Назарет.
источник пресвятой богородицы Девы Мария, Назарет.
источник пресвятой богородицы Девы Мария, Назарет.
Около колодца Девы Марии можно погулять, полюбоваться улицами Назарета и вкусно покушать :)
Около колодца Девы Марии можно погулять, полюбоваться улицами Назарета и вкусно покушать :)
источник пресвятой богородицы Девы Марии можно погулять, полюбоваться улицами Назарета и вкусно покушать :)
источник пресвятой богородицы Девы Марии можно погулять, полюбоваться улицами Назарета и вкусно покушать :)
Около источника пресвятой богородицы Девы Марии можно погулять, полюбоваться улицами Назарета и вкусно покушать :)
Около источника пресвятой богородицы Девы Марии можно погулять, полюбоваться улицами Назарета и вкусно покушать :)
Около колодца Девы Марии можно погулять, полюбоваться улицами Назарета и вкусно покушать :)
Около колодца Девы Марии можно погулять, полюбоваться улицами Назарета и вкусно покушать :)

Источник Пресвятой Богородицы


Это почитаемое и христианами, и мусульманами и называемое «колодцем Марии» сооружение по праву считается символом Назарета и даже изображено на гербе этого города.

Его современная «ипостась» – уже пятое по счету здание на этом месте. Источник, из которого в течение веков к нему поступает вода, находится примерно в ста пятидесяти метрах выше от него, протекает под православной церковью Благовещения и по каналу спускается сюда. Сооружение, из которого выходит вода, местные жители называют колодцем, хотя в собственном смысле слова оно им не является. Ранее источник Святой Богородицы называли колодцем Гавриила, а начиная примерно с середины XVII века – колодцем Марии.

Вода древнего источника

Первый «колодец» на этом месте был возведен во времена крестоносцев. Вода к нему подводилась по специальному каналу. Возможно, это было связано с тем, что церковь рядом с источником была занята православными христианами, а католическое население Назарета предпочитало не брать воду из ее крипты (или по каким-то иным причинам не могло ею пользоваться). Согласно записям паломников, выход воды из источника был красочно оформлен. Упоминаются мраморные колонны, панели и даже скульптурное изображение в виде львиной пасти, из которой лилась вода.

Тогда же, видимо, появились и легенды, связанные с этим колодцем. Так, из записей паломника второй половины XII века мы знаем о том, что в Назарете почитали традицию, основанную на Евангелии детства от Фомы, но видоизмененную: будто Иисус принес домой воду в полах одежды, а Мария отказалась ее взять как недостаточно чистую; тогда он разлил воду, и на этом месте чудесным образом появился фонтан (в оригинале Мария расценивала принесенную воду как чудо и принимала ее). Со временем колодец приобрел то значение, которое принадлежало самому источнику: полагали, что Мария стирала пеленки своего сына именно здесь, а потом он ходил сюда за водой для дома.

Вода из источника считалась священной, причем как у христиан, так и у мусульман. Паломники набирали воду в емкости и везли ее себе на родину как чудодейственную.

Мамлюки и римский саркофаг

ВXIII веке церковь была разрушена мамлюками, но колодец продолжал использоваться. Мамлюки же и перестроили его в XIV веке, используя кладку крестоносцев. На выходе из колодца был вмонтирован мраморный саркофаг из захоронения римского периода. Он использовался как емкость для воды и, в частности, как поилка для скота. По последним исследованиям, рядом с колодцем не позднее XIV века были сооружены бани. Очевидно, они также использовали воду из канала.

Побывавший в Назарете в 1838 году американский священник и известный исследователь Библии Эдвард Робинсон в своих воспоминаниях описывает толпу женщин с кувшинами, стоявших в очереди за водой к колодцу Марии. Воды в канале, как он пишет, было совсем немного, она выливалась слабым ручейком в саркофаг, установленный мамлюками.

Назареянки у колодца

В следующем году шотландский художник Дэвид Робертс запечатлел колодец, от которого к тому времени осталась только одна стена из четырех. А вот как описывает «Фонтан Приснодевы» и его тогдашних посетительниц побывавший здесь в 1867 году Марк Твен:

«Источник Богородицы – это тот колодец, к которому, как говорит предание, Мария в юности по двадцать раз на день ходила по воду. Вода течет из трубы, вмазанной в стену древней кладки, стоящую поодаль от деревни. Девушки Назарета и по сей день десятками сходятся здесь и громко хохочут и проказничают. Юные назареянки нехороши собой. У некоторых большие блестящие глаза, но мы не встретили ни одного милого личика.

Всю их одежду составляет обычно свободный бесформенный балахон какого-то неопределенного цвета и притом изношенный до дыр. С макушки к подбородку у них, как и у модниц Тивериады, свешиваются нанизанные на проволоку старые монеты; на запястьях медные браслеты, в ушах медные серьги. Башмаков и чулок они не носят. Из всех девушек, каких мы встречали в этой стране, назареянки самые приятные и добродушные. Но, как ни печально, эти живописные девы некрасивы».

Последние реконструкции

В 1911 году по проекту хайфского инженера Готлиба Шумахера устаревшая система подачи воды к колодцу была заменена – проложили металлические трубы, что позволило значительно увеличить напор воды.

В 1960-е годы, когда в дома Назарета был проведен водопровод, колодец потерял свое значение и стал использоваться как туристическая достопримечательность, и на месте обветшавшего колодца была установлена его копия.

К празднованию 2000-летия христианства была проведена реконструкция площади у православной церкви. Бетонную копию османского колодца XIX века разобрали и решили воспроизвести его максимально точно, но уже из камня. Правда замечательное место?

Юрий Полторак
Журналист, профессиональный дипломированный гид в Израиле. Автор многочисленных публикаций и книг о Святой земле.
6
христианство, история, назарет

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »