• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Знакомы ли вы с историей хайфского Адара?

Места


Тони Барлам
Израильский гид, живет в Хайфе. Знает и любит историю этой земли.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.
Хайфа - город с богатой историей.

Знакомы ли вы с историей хайфского Адара?


Крупнейший город на севере Израиля, культурный и промышленный центр региона - вот что мы знаем о городе Хайфа. А знаем ли мы, как он "дорос" до такого статуса? Сколько раз менял названия, местоположение, районы? Кто и как основал знаменитый район Ѓадар ѓа-Кармель? Сегодня мы познакомимся поближе с великим городом, чьи знаменитые Бахайские сады включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ох, уж эта непостоянная Хайфа

В повседневной жизни мы не очень-то задумываемся, говоря «я поехал на Ѓадар», «на Ѓадаре» –всё само собой понятно. Однако давайте возьмем в руки карту города и попробуем разобраться, о чем речь.

На протяжении истории Хайфа не раз меняла имена: Шикмона, Сикиминос, Порфирион, Кайфа и даже Маленькая Мальта. Меняла она и местоположение – в зависимости от экономической и политической ситуации. В неспокойные времена (а такие случались частенько) люди предпочитали жить за крепостными стенами. Стены эти периодически разрушались одними завоевателями и восстанавливались другими.

Последнюю крепость, давшую начало городу нынешнему, построил в 1761 году бедуинский правитель Галилеи Даѓер эль-Ǒмар эль-Зайдани. Она называлась Бурджэс-Салам (Крепость Мира) и доминировала над городом, который простирался на 20 дунамов [2 га] от берега моря до отрогов горы Кармель между Ўади Ниснас и Ўади Салеб. То есть на территории нынешнего правительственного квартала, от Кикар Париз до большой масджид аль-Истикляль (мечети «Независимости») на площади Фейсала.

На месте крепости ныне находится Сад памяти (Ган ѓа-Зикарон, что под улицей Хасан Шукри). В стенах были двое ворот – Яффские и Аккские, названия которых говорят сами за себя. Их соединяла узенькая улочка, а вдоль нее была сосредоточена вся торговая и административная жизнь города. Как видите, городишко был крохотный. В XVIII-XIX вв. Хайфа служила зимним портом вместо Аккского, который не обеспечивал достаточной защиты от юго-западных ветров европейским судам во время зимних штормов. С этого началась конкуренция двух городов. Все чаще именно в Хайфе останавливались европейские купцы. Если в 1761 году ее население составляло всего 250 душ, то в 1821 – уже почти 2500.

Возвращение евреев в Хайфу

Еврейское поселение в городе возобновилось в 1838 году случайным образом: судно, шедшее в Яффо с североафриканскими евреями на борту, потерпело крушение у берегов Хайфы. Так в городе появился Ѓарт эль-Яѓуд (Еврейский квартал). Жило в нем всего несколько десятков человек.

В тот же период в городке обосновываются и монахи-кармелиты. В 1868 году в город прибыли темплеры – мессианская секта с юга Германии – и облюбовали под свою колонию местечко вне городских стен, построив дома вдоль длинной улицы, которую назвали Кармельштрассе (нынешняя улица Бен-Гурион). Сельское хозяйство в ожидании пришествия Мессии у них не заладилось, и они переключились на промышленность, торговлю, пассажирские перевозки и, первыми в Палестине, на туризм. В 1898 году их колонию посетил сам кайзер Вильгельм, о чем гласит памятная стела на променаде Луи над бахайскими садами. К началу ХХ века темплеры стали столь влиятельны, что умудрились всеми правдами и неправдами оттягать у своих главных конкурентов -кармелитов большую часть их владений на горе Кармель, где основали еще один квартал (ныне улица Келлер, позади Аудиториума) и связали его дорогой с нижним городом (ныне бульвар ѓа-Ционут и бульвар ѓа-Наси). Кроме цивилизации темплеры насадили в Хайфе множество сосен.

Тем временем еврейская община тоже развивалась и, преодолев робость, в 1891 решилась выйти за пределы стен (так же как и в Иерусалиме, Яффо и Тверии). Группа зажиточных евреев основала к востоку от города (под нынешним рынком Тальпиот, между улицами Ибн-Гвироль и Йеѓуда ѓа-Леви) новый квартал Адар а-Кармель (Краса Кармеля), но по иронии судьбы он вскоре превратился в Ард эль-Яѓуд (Еврейские трущобы), каковыми, собственно говоря, остается и по сей день (евреи покинули этот квартал после погрома, учиненного арабами в 1929 году).

Хайфа - районы, строительство и международные связи

Итак, к началу ХХ века в городе было несколько отдельных районов: арабо-мусульманский, арабо-христианский, еврейский и немецкий. Торговым же центром был рынок возле маленькой мечети эль-Джерейнэ (ее и сегодня можно видеть подле правительственных учреждений). Поворотной точкой в истории Хайфы стало строительство в 1905 году Хиджазской железной дороги, предназначенной для удобного хаджа из Дамаска. Ветка, соединявшая с ней Хайфу, проходила по Изреельской долине – приблизительно там же, где нынче строится новая. Таким образом, все паломники, что прибывали морем с запада, останавливались в Хайфе, а затем поездом добирались до главной магистрали Дамаск-Мекка. По этой же дороге везли в порт зерно из Хорана, который находится восточнее Голан. В городе появились новые административные здания, депо, склады и мастерские, что естественным образом способствовало притоку населения.

В 1905 году организация ПИКА (Palestine Jewish Colonization Association), занимавшаяся под эгидой барона Ротшильда покупкой и освоением земель в Палестине, перевела все свои офисы в Хайфу, открыла отделение АПАК (англо-палестинского банка) и первую еврейскую школу. Тогда же в Хайфу пришла волна Второй Алии (в основном, из Российской империи после революции 1905 года).

В 1907 году чиновник ПИКА Шабтай Леви (впоследствии – первый еврейский мэр Хайфы с 1941 года), инициировал строительство нового района на склоне Кармеля - Ѓерцлии. Его основателями были зажиточные евреи, до тех пор снимавшие квартиры в Немецкой колонии. Дома, которые они построили, были выдержаны в так называемом «средиземноморском стиле» с сильным влиянием южно-немецких традиций. Стены возводились из камня, а вот потолки перекрывались уже металлическими балками, что значительно облегчало конструкцию, уменьшало расход строительного материала и позволяло применять современные инженерные и архитектурные решения. Бетона тогда еще в Палестину не завезли.

Вот из этих маленьких еврейских очагов и разросся нынешний Адар а-Кармель. В 1912 году рядом с Ѓерцлией был основан «Техникум» – так изначально назывался старый Технион, а через год – школа «Реали». В городскую ткань вплелись новые кварталы Шаар ѓа-Алия, Шхунат ѓа-Мааян.

Возрождение Хайфы после Первой Мировой

Первая Мировая война сильно затормозила развитие Хайфы – в городе царили уныние и голод. Взятие Хайфы в 1918 году стоило жизни многим британским солдатам, похороненным на военном кладбище на улице Яффо, но дало новую жизнь городу. Вокруг Техниона по инициативе того же Шабтая Леви и Шмуэля Певзнера, директора первого еврейского завода «Атид», заинтересованных в непрерывности еврейского заселения склонов Кармеля, построили квартал Техникум.

В 1920-23 годах были основаны три новых квартала: Адар а-Кармель (в память о том, первом, которому не удалось превратиться в «Красу Кармеля»), Ахуза («Имение» – фиктивная собственность первого Верховного комиссара Палестины Ѓерберта Сэмюэля, без которой он не мог претендовать на звание лорда), Неве Шаанан, Бат Галим и другие. Эти районы были весьма удалены друг от друга – строили их там, где удавалось купить землю.

Как создавался район Адар

Однако вернемся к главной теме. Адар а-Кармель или просто Адар спроектирован в 1921 году Рихардом Кауфманом (1887 – 1958), немецким евреем, выпускником Мюнхенской архитектурной школы, в стенах которой он и зажегся модной в начале прошлого века градостроительной идеей «город-сад». Эта концепция, предложенная английским социологом Ѓовардом, предполагала строительство вокруг парков небольших малоэтажных городков с ограниченным населением, которые в свою очередь составляли бы один большой город с населением до 250 тысяч человек. Именно из-за этого руководитель палестинского отделения Сохнута Артур Рупин в 1920 году и пригласил Кауфмана в Эрец Исраэль.

Впрочем, идея увлекала Рупина по другой причине, нежели европейских социологов – в Палестине на тот момент не было проблем скученности населения, экологии и преступности. Его волновал идеологический аспект: нужно было воспитывать нового еврея, возвращать его к природе даже в городе. Кауфман усердно и довольно успешно сочетал свои градостроительные фантазии с идеологией и за несколько лет построил несколько рабочих поселков (Нахаляль, Кфар Йеѓошуа), принял самое деятельное участие в разработке плана Тель Авива вместе с британцем сэром Патриком Геддесом. Те же принципы он заложил в строительство Адара.

Впрочем, реальность всегда вносит в архитектурные планы свои поправки. Во-первых, в конце 20-х Адар стал стихийно прирастать новыми кварталами, которые не учитывал в своей программе Кауфман: Нахала, Ихиэль, Шадилия (на земле суфийского ордена эш-Шадилийе), Мицпе и Меонот Овдим (все они давно утратили собственные названия и стали частью Адара), а строители новых кварталов не слишком считались с замыслами архитектора.

Так новосел украшает безукоризненный интерьер милым его сердцу бабушкиным ковриком или переделывает прекрасный балкон в уродливую лоджию. Оттого сегодня довольно трудно вычленить из городской ткани спроектированное Кауфманом. Впрочем, Кауфман тяготел к неоклассицизму, так что, если вы увидите на Адаре каменный эклектичный дом возле парка, то скорее всего это – часть оригинального проекта. Если же определять местоположение изначального Адара, то это будут окрестности улиц Ѓерцль, Бальфур и ѓа-Халуц.

Во-вторых, в 30-е в страну стали прибывать немецкие евреи – так называемая Пятая Алия. По традиции они везли с собой деньги, станки и культуру. Привезли они и новый архитектурный стиль – «баухаус». Вернее сказать – вывезли из Германии, поскольку неудавшийся архитектор Ѓитлер его терпеть не мог, называл еврейско-коммунистическим и выморочным и при первой возможности школу Баухаус в 1933 году закрыл. Таким образом, самым массовым строительством в «интернациональном стиле», как его принято называть у нас, может похвастаться именно Израиль. В связи с этим ЮНЕСКО признало «Белый город» Тель Авива международным культурным наследием, что забавно, поскольку в Хайфе «баухауса» не меньше, если не больше.

Так или иначе, но идея жилого и академического зеленого района, без торговых и промышленных точек, оказалась довольно жизнеспособной, и в течение трех десятилетий центральный Адар являл собой сердце города, в котором жили самые видные его представители: отцы города, профессура, врачи, адвокаты.

Однако во второй половине ХХ века Технион перевели в новое место, а район перестал удовлетворять запросам элиты, перебравшейся повыше – туда, где воздух чище, а горизонт шире. Адар пришел в упадок, но что-то подсказывает мне, что его потенциал еще будет оценен по достоинству. Во всяком случае, попытки возрождения района уже начались. Сравнительно недавно израильтяне сумели оценить прелесть построек начала ХХ века, на очереди возрождение интереса к архитектуре 30-х. Что ж, будем надеяться, что к Адару вернется то, из-за чего он был так назван – ведь все возвращается на круги своя.

Города Израиля очень интересны с точки зрения архитектуры. Большая часть построена "из песка и камня", силами местных жителей, по образу древних зданий и ландшафтов. Но есть и такие города как Хайфа, в которые свой вклад внесли не только евреи, но и заинтересованные европейцы. Не зря мы гордимся своим наследием!

Тони Барлам
Израильский гид, живет в Хайфе. Знает и любит историю этой земли.
8
достопримечательности, хайфа, история

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »

vk
 
Solange Castillo    20.12.2014 в 13:37
А что это за Гадар? Кто это поймет. Район называется Адар. Именно из-за непроизносимой H в начале.