Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 5 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 1 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 3 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 2 статей
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
|
Это может показаться странным, но в свои первые два века эта религия не имела культа святых мест. Преданные последователи Иисуса ждали его второго пришествия; они смотрели в будущее и не придавали особого значения прошлому. Поворот произошел при Константине I Великом (306-337), увидевшем в христианстве потенциал государственной религии Римской Империи. А для этой роли культ святых мест и массовое регулярное паломничество к ним были совершенно необходимы!
Главные действия евангельской истории произошли в Иерусалиме. Но в начале IV в. города с таким названием не было: двумя столетиями раньше его разрушил и заменил римской колонией Элия Капитолина император Адриан. В результате, были полностью утеряны адреса новозаветных событий, и их следовало отыскивать заново.
Переименование Элии в Иерусалим не означало возвращения разрушенного города из небытия. Римская планировка, которую составляли три улицы в координатах север – юг (кардо) и не доведенный до конца перпендикуляр к ним (декуманус), не только никуда не исчезла, но и сохранилась до наших дней. Изменились культовые сооружение: языческие храмы сменили церкви. Но новая роль города заключалась не в формальной замене культовых сооружений – христианство превратило его в гигантские декорации к масштабному спектаклю на сюжет Евангелия, не имеющие никакой аналогии в мире и в истории!
Это была совокупность церквей, разбросанных по всему городу и за его пределами. В их стенах осуществлялась система годичных праздничных служб, в которых раз за разом проживались евангельские эпизоды.
Город, где происходили события, описанные в Библии, и тот, в котором их почитали, одинаково назывались и находились на одном и том же месте, но при этом, не имели друг к другу никакого отношения! Чтобы не путаться, второй из них называют "византийским", по принятому в исторической науке обозначению Восточной Римской империи. Так как ее столица, Константинополь, имела длинное и нескладное название, то ему предпочли имя ее предшественника, греческой колонии Византий.
"Византийский Иерусалим" начал складываться еще до распада Римской империи и возникновения, собственно, Византии. Точкой отсчета считают приезд в города матери императора Константина I, св. Елены, в 326 г. Процесс его формирования растянулся на три столетия – вплоть до арабского завоевания в 637 г. После чего началось его постепенное разрушение, тоже продолжавшееся несколько столетий. К моменту прихода крестоносцев (1099 г.) он уже не существовал: большинство церквей было разрушено до основания, а те немногие, что сохранились, радикально изменили свой облик.
Мы знаем о том, как выглядел "византийский Иерусалим" по сообщениям историков той эпохи и воспоминаниям паломников, оставивших дневники своих путешествий. Но эти сведения помогают представить город, но не "увидеть" его своими глазами. В этом отношении, древнему, библейскому, настоящему Иерусалиму повезло больше: он предстает перед нами на внушительном по размерам макете в "Музее Израиля" в Иерусалиме. Тем не менее, внешний вид города IV – начала VII вв. тоже визуализован – он представлен на большом макете в монастыре св. Петра и крика петуха на Сионской горе.
Если планировка улиц сложилась еще во время строительства Элии Капитолины, то стены, определившие окончательные размеры города той эпохи, появились только в V в. Первой по счету церковь – Воскресения (название Гроб Господень – латинское, и появилось позже). Второй была Часовня Тайной Вечери на Сионской горе. Затем появились церкви у двух бассейнов, Вифесда (Бет Хесда) и Силоам (Шилоах). В V в. были определены и отмечены церквами два места суда над Иисусом: дворец Кайафы и Дом Пилата. Но если местоположение первой из них известно точно, то посвященная претории церковь св. Софии показана приблизительно.
Макет, в целом, не свободен от ошибок. Например, в нем не полностью представлена система святых мест, связанных с Девой Марией. Кроме церкви Успения на Сионской горе (Агии Сион) и громадной Новой церкви Богородицы (Неа), существовала, хотя и не показана на макете, церковь Рождества Девы Марии. Но погрешности не снижают ценности макета – они становятся поводом для более подробных объяснений. Кроме того, его можно использовать, чтобы показать более поздние элементы, такие как Виа Долороса (Скорбный Путь), возникшая в XIV в.
Таким образом, макет "византийского Иерусалима", сделанный монахами монастыря св. Петра, приоткрывает одну из ярких истории нашего города, показывающую, что он был уникальным и неповторимым во все времена.