Тишина, святость и осмысливание – вот что отличает этот день еврейского календаря от всех других. Но, признаюсь, в этом году в повседневной суете и делах я даже не успел осознать его наступление. Как-то быстро пролетел Рош а-Шана, потом я погрузился в новую рабочую неделю и, как обычно, забегался, закрутился… Только помню, как пару раз потянуло поехать к Стене Плача. Я не религиозный и даже, можно сказать, абсолютно светский человек, всегда считал себя атеистом. А тут вдруг поймал себя на почти физическом желании съездить в Иерусалим и прикоснуться, замереть рядом и подумать.
Некоторые рассказывают о Стене Плача, что она, мол, исполняет желания, только нужно записочку вкладывать и отходить пятясь, чтобы не поворачиваться к ней спиной. Много, что пишут и говорят. Только вот я нигде не видел бегающих по улицам услужливых стен, которые исполняли бы желания людей. Свои желания человек воплощает в жизнь сам. Да, вера делает нас сильнее в этих усилиях. И вера – это именно то, что дает, на мой взгляд, Стена Плача.
Но я не за этим туда приезжаю. Наверное, мне просто комфортно говорить там наедине с собой. Должно же быть такое место у человека. Вообще, воспитание и общество накладывают на нас сильный отпечаток, даже если ты не хочешь или не замечаешь этого. Это как будто ты идешь по снегу за другим человеком – вроде и нет у тебя особой цели попадать в его следы, а инстинктивно ступаешь след в след... но это так, лирика.
Йом-Киппур – это день, когда в Израиле ничего не работает. И не просто ничего, а абсолютно ничего – такого вы не видели и не увидите ни в одной другой стране мира. На 25 часов жизнь Израиля полностью замирает: останавливаются фабрики и заводы, полностью прекращается все теле- и радиовещание, не работает ни одно государственное или частное учреждение, воздушное пространство над страной закрывается, дороги пустынны: не видно ни одной машины, автобуса, поезда или грузовика – по шестиполосным междугородним трассам ездят в этот день только велосипедисты. Говорят, Йом-Киппур – самый чистый день в году, что касается окружающей среды, – ни тебе толики выхлопного газа! Чисто, пасторально и тем самым немного сюрреалистично. Но разве все это только ради чистого воздуха? Вот тут можно посмотреть наш ролик об этом дне, там все очень наглядно.
Помню, в преддверии Йом-Киппура у нас на работе делали организованные ночные поездки в Иерусалим, на иврите они называются «сиюр слихот» («тур прощения»). Это ночная прогулка по святым для иудаизма местам Иерусалима. В рамках этого небольшого путешествия мы обязательно слушали лекцию об обычаях еврейского месяца Элюль – последнего, 12-го месяца еврейского календаря (вы, кстати, в курсе, что он лунный?), за которым следует первый месяц Тишрей, в первый день которого мы празднуем еврейский Новый год (Рош а-Шана) и вслед за ним Йом-Киппур.
Так вот, в начале месяца Элюль Моше поднялся в третий и последний раз на гору Синай. Вернувшись спустя 40 дней со Скрижалями Завета в руках, он объявил народу Израиля о том, что Бог простил ему грех поклонения золотому тельцу. Этот день и называется Днем Искупления – Йом-Киппур – в честь того, что Бог простил народ Израиля.
Между еврейским Новым годом (Рош а-Шана) и праздником Йом-Киппур есть 10 дней покаяния, или, как их называют на иврите, страшных дней. В эти дни человеку предписано хорошенько подумать и осмыслить свою жизнь: в каком направлении она двигалась в прошлом году и куда направится в будущем. Вообще, интересно, что евреи осознают направление своей жизни на ближайший год только в течение первых десяти дней после его наступления.
В Йом-Киппур предписано соблюдать пост - полностью отказаться от еды и питья. Нелегко это - поститься около 25 часов, но для большинства израильтян, даже светских - тех, кто в течение года не соблюдают ни одной заповеди Торы - это святое.
Легко ли вам простить? Думаю, нет – это одна из самых сложных задач для любого человека, ведь мы все живые, у нас есть эмоции, чувства, переживания. Представьте себе, что вас сильно обидели: оскорбили, публично оклеветали, вас предал партнер по бизнесу или вам изменила девушка или парень… Это больно, вас просто распирает изнутри, волна злости медленно поднимается от живота, через все тело к голове, знакомо? Иногда больно настолько, что хочется рвать и метать, причинить боль в ответ, любой ценой отомстить обидчику...
В Йом-Киппур принято просить прощения у близких. Принято просить прощения, принято прощать, принято отпускать, – такой уж у нас, евреев, обычай. Мы верим, что если человек искренне попросил прощения у ближнего своего, то ему будет прощено. Кстати, искренне попросить прощения – не самая сложная задача. Простить и отпустить – гораздо сложнее. Но и то и это – заповеди этого дня. Важно войти в новый год с чистой душой, не тая зла и обид на других людей. Искренне простить могут только очень сильные люди. Как, в прочем, и по-настоящему искренне попросить прощения.
Никогда не забуду, как в один из таких «сиюр слихот» перед нами выступал один человек. Дело было уже в 10–11 вечера, мы были уставшие, после рабочего дня и ночной прогулки по Иерусалиму. Внешне он ничем не выделялся, одет был в рубашку, джинсы, без головного убора и с небольшой бородой. Только потом, уже после того, как закончил рассказ, он вдруг отвязал завязанную вокруг шеи нижнюю часть бороды, надел черную кипу и шляпу, и оказалось, что он ортодокс :)
Он рассказал нам историю об одном университетском профессоре, который поведал своим студентам о смысле жизни – одном из самых важных понятий Йом-Киппура:
Профессор вышел на сцену, подошел к столу и поставил на нее пустую банку. Потом он наклонился, вынул из портфеля несколько камней величиной примерно с теннисный мячик и заполнил ими банку.
– Полна ли эта банка? – спросил профессор у студентов.
– Да! – последовал дружный ответ.
– Хорошо, – сказал профессор. Затем он вынул из портфеля пакет гравия и стал аккуратно кидать небольшие камушки в банку, заполняя пустые промежутки. Закончив, он вновь обратился к залу и спросил:
– Заполнена ли банка теперь?
Отчасти поняв, в чем дело, одни студенты ответили, что заполнена, другие – что нет.
Тогда, вынув из портфеля пакет с песком, профессор засыпал его в банку, тем самым заполнив ее доверху. И когда он обратился к залу, спросив, полна ли банка, все с уверенностью ответили, что нет. И тогда он взял и влил туда еще литр воды.
В чем же мораль этой истории? А в том, что для того, чтобы в твоей жизни поместились большие камни, они должны быть помещены там самыми первыми. Может быть, поэтому в самые первые дни нового года мы уделяем время размышлениям о своей жизни и стараемся навести в ней порядок, – потому что это самые главные и основополагающие вопросы в нашей жизни, которые должны быть решены в первую очередь.
Кстати, впоследствии я слышал эту историю еще раз в немного измененном варианте, где в конце в банку было влито пол-литра пива, а мораль была такова: насколько бы твоя жизнь ни была полна дел и переживаний, в ней всегда найдется место для пол-литра пива! :)
Я уже много лет пощусь в Йом-Киппур.