• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Праздник Ту-би-шватПраздник Ту-би-шватПраздник Ту-би-шватПраздник Ту-би-шватПраздник Ту-би-шват

Культура


Григорий Котляр
Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.
Сейчас нам трудно поверить, но именно так были были посажены леса на тогда еще голых холмах Иерусалима (около 1930)
Сейчас нам трудно поверить, но именно так были были посажены леса на тогда еще голых холмах Иерусалима (около 1930)
Подойдя ближе к любому растению на улице мы увидим сколько труда затрачено, чтобы сделать Израиль зеленым!
Подойдя ближе к любому растению на улице мы увидим сколько труда затрачено, чтобы сделать Израиль зеленым!
Зеленый оазис в Иудейской пустыне - кибуц Эйн-Геди
Зеленый оазис в Иудейской пустыне - кибуц Эйн-Геди
Израиль славится разнообразием сухофруктов
Израиль славится разнообразием сухофруктов
Символ праздника - дерево - украшает магазины в эти дни
Символ праздника - дерево - украшает магазины в эти дни
Финики на веточках
Финики на веточках
Разнообразные орехи
Разнообразные орехи
Сушеная клюква
Сушеная клюква
Лепесточки - манго
Лепесточки - манго

Праздник Ту-би-шват


Праздник Ту-би-шват

В еврейском календаре можно найти целых четыре новых года. Один из них, Ту би-Шват, целиком и полностью посвящен природе и ее дарам. Это новый год деревьев, необычный праздник, в который принято съедать 15 различных видов фруктов и выпивать 4 бокала вина. Желательно еще посадить дерево (вырастить сына можно в другой праздник). Откуда берут начало эти обычаи, какие фрукты входят в топ-15, и почему вина нужно выпить именно 4 бокала?

Традиции праздника Ту-би-Шват

По традиции, пятнадцатого числа еврейского месяца шват (примерно соответствующего февралю) в Израиле отмечается новый год деревьев Ту би-Шват. В Библии об этом празднике ничего не сказано. Первое упоминание о нем встречается в Мишне – основополагающем тексте еврейской Устной Торы. В древние времена этот день считался датой, от которой отсчитывалась десятина плодов деревьев нового урожая – своего рода налог на содержание Иерусалимского Храма. Позднее, когда Храм был разрушен, а народ Израиля изгнан со своей земли, потребность приносить десятину отпала. И Ту би-Шват стал днем, когда евреи диаспоры собирались, чтобы вспомнить Землю Израиля и отведать ее плодов. Поскольку свежих плодов в это время года достать было нельзя, возник обычай есть сухофрукты.

В XVI веке проживавшие в Цфате каббалисты, во главе с р. Ицхаком Лурия, установили обычай проводить в этот день Тиккун Ту би-Шват, включавший в себя изучение текстов мистического характера, молитв и песнопений. Целью церемонии было возобновление духовного и физического единства еврейского народа с горами, долинами и полями Земли Израиля. Со временем праздничный обряд оформился в своего рода седер, наподобие пасхального, с обязательным благословением над четырьмя бокалами вина. Начинали обычно с белого, а заканчивали красным, что символизировало переход от зимы к лету. Фрукты каббалисты разделили на три категории в соответствии со своими представлениями об уровнях мироздания:

1. Мир действия – плоды, имеющие скорлупу или кожуру, которая очищается и выбрасывается (разные виды орехов или цитрусовых).

2. Мир творчества – плоды, имеющие косточку, которая не съедается (абрикосы, сливы, финики, маслины).

3. Мир творения – плоды, съедаемые полностью (инжир, виноград).

Согласно каббале, каждый вид плодов обладает своим мистическим значением, и, съедая их в сопровождении соответствующих благословений, человек очищает и совершенствует свою душу.

С началом возвращения евреев в Сион

В начале XX века Ту би-Шват обретает новое содержание. По инициативе первых учителей иврита в 1908 г., он стал днем, когда принято сажать деревья, дабы вернуть стране зеленый наряд, украшавший ее в древности. В то время Земля Израиля была пустынна, и регулярная посадка деревьев на протяжении ста лет превратила ее в цветущий зеленый сад.

В современном Израиле

Сегодня в Ту би-Шват также принято есть сухофрукты, сажать деревья, а в последние годы праздник обрел еще одно дополнительное значение – экологическое. Следуя за каббалистами, нынешние израильтяне размышляют в этот день о своей связи с природой страны – с ее травами, деревьями, трудом земледельцев. Большинство из нас проживает сегодня в городах, тем не менее, поддерживать живую связь с Землей Израиля и охранять ее природу остается задачей каждого. Празднуя Ту би-Шват, мы возвращаемся к идеям цфатских мудрецов, читаем отрывки из Торы и мидрашей, восхваляем плоды Земли Израиля за фруктовой трапезой и четырьмя бокалами вина, получая одновременно духовное и физическое наслаждение. Старое возобновляется, а новое благословляется.

Григорий Котляр
Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.
11
еврейские праздники, евреи

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »

vk
 
Natalya Chuzhba    03.02.2015 в 21:17
В 2015 году сегодня начинается Ту-би-шват?
vk
 
Григорий Котляр    03.02.2015 в 22:23
Да, именно сегодня!
vk
 
Галь Гутцайт    14.01.2014 в 21:07
Друзья,
В 2014-м году праздник будет отмечаться 16-го января, с наступающим! :)