• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Така 10 - готовимся к израильским ВУЗам

Репатриация


Катерина Лазарева
Родилась в Биробиджане, окончила университет с красным дипломом по специальности маркетинг. Работала вожатой в организации "Гилель". В Израиле окончила программу "Така".

Така 10 - готовимся к израильским ВУЗам


Заканчивая учиться в российском вузе, я твердо решила переезжать в Израиль и взялась за поиски оптимальной для себя программы. Я вглядывалась во все возможности – и в программы репатриации, и в программы типа МАСА, не предусматривающие репатриации. Скажу так. Если вы хотите хорошо провести время, отдохнуть от учебы в России, заняться чем-то интересным, смело выбирайте одну из программ МАСА (подробнее о ней - здесь) – у вас будет возможность еще раз взвесить и оценить свое решение о переезде. А сейчас мы поговорим об ашкелонской программе ТАКА-10.

Что такое программа ТАКА-10?

Если вы серьезно настроены на продолжение учебы в Израиле (будь то курсы переквалификации или получение степени), программа ТАКА однозначно для вас. Кстати, если глаза разбегаются, можно использовать оба варианта – сначала МАСА, потом ТАКА (так делали многие, с кем я училась ).

Я идеально подпадала под требования, предъявляемые участникам ТАКА-10, поэтому выбрала именно эту программу. Кстати, здесь вы можете посмотреть посвященный программе буклет с требованиями, он подготовлен Управлением по делам студентов: http://www.moia.gov.il/hebrew/subjects/academicstudies/documents/rusit/taka_10.pdf).

Программа ТАКА-10 – это подготовительная академическая программа. Подобная программа есть и в Иерусалиме, но она в два раза короче, чем в Ашкелоне. Дело в том, что ашкелонская программа состоит из двух частей (ульпан «алеф» и сама программа ТАКА), а в Иерусалиме ульпан программой не предусмотрен. Ну а вообще, если вы хотите поближе познакомиться с жизнью студентов в Израиле - читайте эту статью.

Подготовка документов на программу

Пришло время собирать документы. В первую очередь Управление по делам студентов, курирующее данную программу, должно было проверить мой диплом с намерением убедиться, что я обучаюсь в признанном Управлением ВУЗе. На момент проверки документов диплом я ещё не получила, поэтому отправила академическую справку. Ее было достаточно.

Кроме того я заполнила ряд анкет и прошла собеседование по телефону с посланником Израиля в России. Все эти процедуры я проходила в конце 2012 - начале 2013 года. Сама программа началась в октябре 2013 года. Получив утвердительный ответ об участии, я успешно миновала консульскую проверку и переехала в Израиль.

Начало моей жизни в Израиле

В середине октября я перебралась в Ашкелон. Жили мы в центре абсорбции – в районе Барнеа, что в пятнадцати минутах ходьбы от моря и тридцати минутах от колледжа, где мы, собственно, и учились. Центр абсорбции – это три жилых здания и два административных (с кабинетами, игровыми комнатами и прочими полезными помещениями).

Все участники программы жили в одном здании. Квартиры у нас не особенно-то отличались друг от друга: две комнаты (одна большая для одного человека и одна поменьше для двоих), туалет с душем, кухня, балкончик и что-то вроде коридора, но с обеденным столом. В комнатах есть шкаф и кровати, в одной из комнат установлен кондиционер. В коридоре, как я уже упомянула, имеется обеденный стол со стульями. В кухне тоже все блага – холодильник, газовая плита, микроволновая печь, чайник и кухонная мебель.

Работающий в центре персонал всегда очень отзывчив, сотрудники готовы помочь, если что-то сломалось, и просто что-то подсказать заблудившемуся жителю.

В первый же день нам устроили автобусную экскурсию по городу, показали, где что находится. Единственная трудность заключалась в освоении языка. Большинство работников говорит на иврите. Но даже и без понимания иврита мы всегда могли к ним обратиться.

Нужно ли знать иврит?

Уже на следующий день после переезда мы отправились в Академический колледж Ашкелона, именно здесь проходили занятия. Первым делом нас разделили на две группы – в зависимости от уровня знания иврита. Одна из учителей побеседовала с нами на иврите, предложила что-нибудь прочесть – словом, тестировала нас.

Я попала в начальную группу, так как к моменту учебы знала разве что алфавит, могла немного читать и писать. В более продвинутой группе обитали те, кто уже прошел какую-либо из программ и обладал неплохими языковыми знаниями. В моей же группе находились те, кто не знал вообще ничего и для кого даже буквы были проблемой.

Спешу успокоить тех, кто переживает из-за незнания языка и думает, что ехать без иврита – катастрофа. Вовсе это не катастрофа. Конечно, придется много работать, учить и разбираться во всем (местами дольше, чем другим), но даже с изначально нулевыми знаниями вполне реально через полтора года жизни в стране сдать на академический уровень («освобождение от изучения языка»). Такие примеры у нас были. Всё зависит от мотивации, силы воли и немного от природного таланта.

Учебный график программы

Учеба проходила пять дней в неделю с 8.00 до 13.00. Это два урока по полтора часа и один часовой (с тридцатиминутными перерывами между ними). Уроки велись исключительно на иврите. Правда, преподавать учителя начали не вчера, а оттого за версту узнают другие языки. По программе обучаются выходцы из многих стран.

Предвосхищаю негодование из серии «Как можно учиться на незнакомом языке?» Еще как можно, причем эффективно. Только в процессе это и понимаешь. До начала учебы я и сама не представляла, что это возможно. Учителя стараются максимально точно и подробно всё объяснять и делают это долго и терпеливо. Профессионалы так любят свое дело, что их невозможно не понять.

В полотно урока входило и изучение новых слов, и разговоры с учителем (первоначально это были короткие и лёгкие вопросы и ответы, а потом уже и рассуждения на часто очень серьезные, темы), и самостоятельное выполнение заданий с проверкой, и чтение. Нередко нам включали песни на иврите, мы разбирали слова с переводом и даже пели. В общем, было весело.

Учеба продлилась до середины февраля. После завершения ульпана мы сдали экзамены (письменный и устный) и получили бумагу, свидетельствующую об уровне языка. Дальше были небольшие каникулы и снова экзамены. Нас ждал входной экзамен на основную часть программы. По его результатам нас опять разделили на две группы.

Группы были уже не такие, как в прошлый раз. Во-первых, некоторые люди после ульпана ушли, а некоторые, наоборот, присоединились. Во-вторых, некоторые студенты перешли в более сильную группу. Встречались и те, кто, наоборот, перешел из более продвинутой группы в начальную. Здесь стоит отметить, что программа обучения в разных группах была идентична (за исключением личных задумок учителей). Различия наблюдались только в темпе изучения.

Основная часть программы

В начале марта мы приступили к основной части программы. Теперь мы учились до 14.00, а иногда и до 16.00. Кроме вездесущего иврита в нашем расписании появились такие предметы, как английский язык (единственный предмет, который велся не на иврите), компьютеры, психология и еврейская культура и история.

На уроках английского нас по результатам экзамена на знание языка разделили на две группы. Учиться стало сложнее, темп учебы повысился. Задания надвигались как снежный ком, а силы иссякали. Многие не выдержали и оставили программу. Опять повторюсь – всё решает ваш настрой и мотивация. Если вы действительно хотите продолжить учебу в Израиле и в дальнейшем успешно утроиться на работу, вы выдержите.

К апрелю выплаты корзины абсорбции прекратились и жаждущие трудиться устроились на работу. Работали в основном на складе, в магазинах или кафе – тут уж все зависело от языка и объема свободного времени. Могу сказать одно – если есть возможность не работать, не работайте, пусть учеба будет в приоритете, на этом этапе она очень важна.

В начале июля начались экзамены. Правда, сдали мы их только частично – началась операция "Нерушимая скала", мешали сирены. К тому времени мы проучились уже девять месяцев и немного к ним привыкли.

По программному плану все желающие после сдачи экзаменов могли остаться на летний ульпан до конца августа. Но этот ульпан организаторы отменили. В августе 2014-го, когда временно был прекращен огонь, мы смогли встретиться с нашими учителями и сотрудницей по имени Ширли, которая координировала нашу учебу (она всегда была рядом, помогала чем могла). Мы сердечно поблагодарили всех и разъехались кто куда.

Подводя итоги программы

Могу с уверенностью сказать, что программа дала мне очень много. Я бы никогда не подумала, что меньше чем за год смогу приобрести так много новых знаний и выучить абсолютно неизвестный ранее язык.

Хочу сказать спасибо учителям и организаторам за грамотно построенную программу обучения. Безусловно, были моменты, которые раздражали, но совсем не об этом хочется вспоминать сейчас. Учеба закончилась не для всех, немало студентов поступили в израильские ВУЗы. Сейчас они получают первую или вторую степень.

Если вас заинтересовали технические моменты участия в программе ТАКА-10 (условия участия, перечень документов, процедура оплаты дальнейшего обучения), смело обращайтесь в Управление по делам студентов. А я с удовольствием отвечу на все учебно-житейские вопросы. Спасибо за внимание и удачи всем :)

Катерина Лазарева
Родилась в Биробиджане, окончила университет с красным дипломом по специальности маркетинг. Работала вожатой в организации "Гилель". В Израиле окончила программу "Така".
9
образование, репатриация

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »

fb
 
Екатерина Цуканова    20.02.2017 в 12:02
Здравствуйте. Перед поступлением хочется прощупать все подводные камни программы. Вопрос такой: если программа прервана в середине, какие штрафы за это предполагается, и что является уважительной причиной для прерывания программы? Не может ли быть такого, что из-за сломанной ноги, к примеру, придется выплачивать огромные деньги?
fb
 
Katerina Pickovsky    20.02.2017 в 12:07
Если вы прерываете программу, то управление по делам студентам не оплатит вам обучение в вузе. Но больше никаких денег вы никому не должны, никких штрафов нет. Насчет уважительных причин я не в курсе
fb
 
Екатерина Цуканова    20.02.2017 в 12:11
Спасибо! Надеюсь, что таких казусов в процессе обучения не получится :)