• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
СамаритянеСамаритянеСамаритяне

Люди


Эйнат Кляйн
Магистр журналистики и изучения стран Ближнего Востока. Экскурсовод, фотограф и создатель проекта inthetravellab.com
Праздничная церемония восхождения самаритян на гору Гризим в дни праздника Песах.
Праздничная церемония восхождения самаритян на гору Гризим в дни праздника Песах.
Самаритяне бережно несут свиток Торы.
Самаритяне бережно несут свиток Торы.
Самаритяне бережно несут свиток Торы.
Самаритяне бережно несут свиток Торы.
Праздничная церемония самаритян, гора Гризим, Израиль.
Праздничная церемония самаритян, гора Гризим, Израиль.
Молитва самаритян.
Молитва самаритян.

Самаритяне


Самаритяне

На Западном берегу реки Иордан, у горы Гризим, в окрестностях города Шхем уже несколько тысяч лет непрерывно проживает община добрых самаритян. Их численность составляет меньше тысячи человек, в их культуре и быту намешано множество традиций, они буквально соблюдают заповеди Торы и считают себя истинными хранителями древней традиции сынов Израиля. Вот такие они – добрые самаритяне. Название этого народа произошло от названия города Самария, который являлся последней столицей Израильского царства в 875-722 до н. э., а затем был разрушен Ассирией.

История самаритянского народа

После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне построили храм на горе Гризим. Позже храм был разрушен хасмонейским царем. Из-за гонений многие самаритяне, которые были вынуждены проявлять лояльность язычеству, отступили от своей веры. В V-VI веках самаритяне дважды провозглашали свою независимость от Византии, возводя на престол собственных царей, но оба раза восстания подавлялись. Из-за перехода в ислам численность самаритян сильно сокращалась, и к 1917 году их насчитывалось всего 146. В 1954 году все самаритяне Израиля, кроме живших в Шхеме, были переселены в Холон. В 1993 году после принятия решения о выводе израильских войск из Шхема, шхемскими самаритянами было выдвинуто требование о распространении на район Кирьят-Луза статуса израильского поселения. В этой просьбе самаритянам было отказано.

Закон о возвращении

Сегодня на самаритян распространяется "Закон о возвращении", поэтому они имеют израильское гражданство и могут, при желании, переселиться в Израиль.

Еврейский и самаритянский календари отличаются примерно на месяц, поэтому тогда, когда большинство израильтян уже давно разобрали сукки (шалаши из ветвей) и сварили из этрогов (цитрусовых плодов, известных также как цитроны) конфитюр, для самаритян все только начинается. В честь праздника Кущей обе части самаритянской общины – холонская и гризимская – поднимаются на гору Гризим для особой совместной молитвы.

Несмотря на то, что сами самаритяне считают себя единственно правильными и настоящими евреями, большинство израильтян и религиозных авторитетов практически полностью отвергают их право на существование внутри еврейского этноса. Из двух правых умными, впрочем, оказались именно «шомроним» (ивр. “самаритяне”), после долгих лет перепалок заявившие наконец-то, что «все мы один народ, просто рассеянный».

Как сегодня живут самаритяне?

Самаритянская община тысячелетия жила в Израиле и единственная, которая ни разу не уходила со Святой Земли. Как и сотни лет назад, самаритяне пытаются выжить на горе Гризим, в поселке Кирьят-Луза, который возвышается прямо над лагерем палестинских беженцев Балата. В близлежащий город Шхем они спускаются за продуктами, на работу и даже водят дружбу с местными арабами-палестинцами. Впрочем, вряд ли гризимских самаритян можно считать примером удачно решенного палестино-еврейского конфликта. Так называемое "нестабильное равновесие" может нарушиться в любой момент, как это уже бывало раньше – до сих пор самаритяне хорошо помнят и передают от отца к сыну рассказы о кровавых арабских погромах, не дававших деревне спокойно спать по ночам.

Однако сейчас Кирьят-Луза имеет статус-кво и, похоже, это всех устраивает. Гризимские самаритяне свободно говорят на арабском, значительно хуже на иврите и обустраивают свое жилье точь-в-точь как зажиточные арабские шейхи.

Со стороны их жизнь может показаться крайне эклектичной, если не сказать несуразной. Нагромождение еврейских, арабских и бог весть еще каких традиций делает быт самаритян крайне интересным для этнографа и не менее запутанным для обывателя.

Самаритяне считают священной только Тору, не признавая ни Талмуд, ни какую-либо другую священную для иудеев литературу. Живут они тоже, естественно, исключительно по заповедям Торы, в их буквальном смысле. Как рассказал нам один не в меру разговорчивый представитель общины, весь ТАНАХ (Священное Писание иудаизма) был переписан Эзрой и Нехемией, и лишь самаритяне являются единственными обладателями правильной версии Священного Писания.

Эйнат Кляйн
Магистр журналистики и изучения стран Ближнего Востока. Экскурсовод, фотограф и создатель проекта inthetravellab.com
7
люди израиля, история

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »