• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Реформистский ИудаизмРеформистский Иудаизм

Культура


Григорий Котляр
Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.
Авраам Гейгер – один из основателей реформистского иудаизма.
Авраам Гейгер – один из основателей реформистского иудаизма.
Бейт Даниэль – крупнейшая реформистская синагога в Израиле.
Бейт Даниэль – крупнейшая реформистская синагога в Израиле.
Синагога Бейт Даниэль – молельный зал.
Синагога Бейт Даниэль – молельный зал.
Пасхальный седер в русскоязычной общине Шират ха-ям (Хайфа, Израиль).
Пасхальный седер в русскоязычной общине Шират ха-ям (Хайфа, Израиль).
Подготовка к Песаху в детском саду общины Хар-Эль (Иерусалим, Израиль)
Подготовка к Песаху в детском саду общины Хар-Эль (Иерусалим, Израиль)
Молодежное реформистское движение в Израиле.
Молодежное реформистское движение в Израиле.
Знакомство со свитком Торы на курсе гиюра в Тель-Авиве.
Знакомство со свитком Торы на курсе гиюра в Тель-Авиве.
Праздничная молитва в общине Шират ха-ям в Хайфе.
Праздничная молитва в общине Шират ха-ям в Хайфе.
Чтение Торы в реформистской общине города Одессы.
Чтение Торы в реформистской общине города Одессы.
Церемония бат-мицвы в реформистской общине города Хайфы.
Церемония бат-мицвы в реформистской общине города Хайфы.
Трубление в шофар на праздник Рош ха-шана.
Трубление в шофар на праздник Рош ха-шана.
Церемония хупы на реформистском семинаре, Израиль.
Церемония хупы на реформистском семинаре, Израиль.
По традиции жених покрывает лицо невесты фатой.
По традиции жених покрывает лицо невесты фатой.
Церемония хупы. Чтение семи благословений.
Церемония хупы. Чтение семи благословений.

Реформистский Иудаизм


Реформистское течение в иудаизме зародилось в Германии в начале XIX века. Это движение стало реакцией на эмансипацию европейского еврейства – обретение евреями равных прав и доступа к светскому образованию. Его основателями были раввины Авраам Гейгер – в Германии, и Айзек Меир Вайз – в США. Реформисты рассматривают иудаизм как постоянно развивающееся учение.

По всему миру

Первые реформы главным образом касались упрощения ритуала богослужения, чтения проповедей на языке страны проживания, эстетики синагоги и музыкального сопровождения молитв. Со временем центр реформистского иудаизма переместился из Европы в США, где возникло мощное течение, насчитывающее сегодня свыше 900 общин. Помимо США, крупные реформистские общины действуют в Великобритании, Канаде, Австралии, Нидерландах, ЮАР, других странах Европы и Латинской Америки. В бывшем СССР реформистские раввины работают в Москве, Петербурге, Киеве, Минске, Симферополе и Одессе.

Реформистский иудаизм в Израиле

В Израиле первые попытки осуществить на практике принципы либерального иудаизма предприняли репатрианты из Германии еще в 30-е годы XX века. Однако широкое распространение прогрессивный иудаизм в Израиле начал обретать только в 60-е годы. В 1963 г. в Иерусалиме по инициативе профессора Н. Глюка был открыт филиал Хибру Юнион Колледжа (Hebrew Union College) – американского высшего учебного заведения, готовящего реформистских раввинов. В 1965 г. на съезде всех неортодоксальных общин Израиля было решено создать единое движение, вошедшее затем в состав Всемирного Союза прогрессивного иудаизма.

Сегодня оно насчитывает свыше 40 общин по всей стране, два реформистских кибуца Яхель и Лотан вблизи Эйлата и поселение в Галилее Хар-Халуц. В рамках движения действуют также центр юридической помощи, гостиничный и культурный центр Бейт-Шмуэль в Иерусалиме, образовательный центр имени Лео Бека в Хайфе, десятки детских садов и начальных школ, молодежное движение, отделение подготовки к армейской службе, летние детские лагеря и многие другие проекты.В реформистских общинах можно встретить субботу, отметить традиционные еврейские праздники Рош ха-Шана, Йом-Кипур, Суккот, Ханука, Пурим, Шавуот и другие, а также церемонии жизненного цикла – рождение ребенка, бар-мицву, свадьбу.

Равенство мужчин и женщин

Одной из отличительных черт современного реформистского иудаизма является признание равенства мужчины и женщины, в том числе во всем, что касается религиозного образа жизни. В ходе богослужения в синагоге женщины и мужчины сидят вместе, женщина может занимать любую общественную или профессиональную должность, в том числе исполнять обязанности раввина и кантора, читать и изучать Тору, надевать молитвенное покрывало (талит).

Реформистский иудаизм активно работает со смешанными семьями, уделяя особое внимание вопросам гиюра. Гиюр, пройденный в признанных реформистских общинах диаспоры, дает право на репатриацию в Израиль.

Плюрализм и свобода выбора

В основе мировоззрения реформистского иудаизма лежит идея свободы выбора. Движение придерживается принципов плюрализма и не навязывает своим приверженцам готовых концепций и мнений: только в случае, если человек прислушается к голосу собственной совести и самостоятельно решит, как и какие заповеди соблюдать, его еврейский образ жизни будет осознанным и потому подлинным.

Следуя учению древних пророков Израиля, ставивших помощь ближним и заботу о нуждающихся выше формального ритуала, реформистские евреи в своей повседневной практике отдают предпочтение вопросам морали и социальной справедливости. Многие общины ориентированы на исправление мира к лучшему (тикун олам): собирают пожертвования для бедных, помогают инвалидам, работают в больницах, домах престарелых и т.д.

Совмещая плюрализм и религиозную толерантность с приверженностью традиционным еврейским ценностям, реформистский иудаизм стремится сгладить противоречия, взаимное непонимание между представителями разных социальных и религиозных групп внутри израильского общества. Включение в религиозную практику молитв и проповедей на языках стран исхода упрощает обращение к иудаизму недавних репатриантов и пожилых людей, плохо владеющих ивритом. Для таких людей реформистский иудаизм может стать источником духовности и воплощением связи с еврейской традицией.

Григорий Котляр
Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.
21
иудаизм, евреи, еврейское образование

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »

vk
 
Анна Романовская    02.06.2015 в 12:03
Шалом, уважаемый Григорий! Спасибо, статья очень хорошая,
только благодаря Вам узнала о Реформистском иудаизме.
У меня есть несколько вопросов:
1. Есть ли общие черты между Реформ. иудаизмом и Хасидизмом ?
(кроме общих религиозных)
2. Кто является современным духовным лидером Реформ. иудаизма?
3. Какие книги порекомендуете на эту тему?
Благодарю за ответ.
vk
 
Григорий Котляр    03.06.2015 в 18:39
1. В начале своего пути хасидизм тоже был своего рода реформой по отношению к традиционному иудаизму. И даже подвергался осуждению со стороны противников-традиционалистов, так называемых митнагедов (или литваков). Но со временем эти противоречия сгладились, и сегодня является ветвью ортодоксального иудаизма, и к реформизму в иудаизме отношения не имеет
2. У реформистов нет жестких руководящих структур. Каждая община автономна принимать самостоятельные решения по поводу своего распорядка жизни. Конечно, есть люди, которые благодаря своим знаниям и нравственным качествам воспринимаются как духовные лидеры движения, но вовсе не так, как в хасидизме, где каждое слово Ребе - закон. Это философ Юджин Боровиц, рав Рик Джейкобс - глава Американского объединения реформистского иудаизма, рав Давид Элленсон - до недавнего времени президент Хибру Юнион колледжа, готовящего реформистских раввинов и другие.
3. К сожалению, их книги и статьи практически не переведены на русский. Но зато мы (я в том числе) перевели Тору с комментарием рава Гюнтера Плаута, выдающегося канадского раввина, несколько лет назад ушедшего из жизни в возрасте 99 лет. Этот комментарий наиболее полно отражает взгляды движения на Тору. Поскольку Галь не приветствует публикацию здесь посторонних ссылок, я напишу вам в личку