
Если приехать в незнакомую страну одному, да еще и в совсем юном возрасте – бесценный опыт гарантирован, но дастся он непросто. Пожалуй, всем молодым репатриантам, чьи семьи остались за границей, знакомо чувство одиночества и потерянности. Но в Израиле никого не бросают на произвол судьбы. Вот и у молодых репатриантов и солдат-одиночек есть по крайней мере одно место, где им рады всегда.
Нина Окунь:
Я приехала из Ленинграда в 1977 году. Мы с Дуби познакомились, когда я была в стране всего три дня. Теперь у нас трое замечательных детей и пять внуков. Я работаю архитектором, а мой муж вот уже пять лет занимается помощью солдатам-одиночкам.
Помогать новым репатриантам мы начали еще раньше. Около 12 лет назад в нашем доме жила девочка, приехавшая по программе НААЛЕ. Мы стали для нее приемной семьей. Все вышло практически случайно: я узнала о том, что в одной школе учатся ребята, которые приехали из других стран, но при этом они никуда не выезжают и не имеют возможности знакомиться с Израилем. Я решила, что это неправильно. Наша дочка как раз вышла замуж, и у нас освободилась комната, так что мы пригласили девочку приезжать на выходные и проводить время с нами. А когда она закончила учиться, у нас стала жить другая репатриантка. Ее мама улетела в Америку. Мы вместе гуляли, путешествовали по стране, пока она не окончила армию и не встала на ноги.
В то время мой муж успешно работал, но его всегда беспокоили проблемы с глазами. Со временем ему становилось все хуже, и в итоге наступила практически полная слепота. Так продолжалось около двух лет, потом он перенес операцию по пересадке роговицы сначала на одном, потом на другом глазу, и начал немного видеть. Так вышло, что первым, что Дуби сумел прочесть, была случайно попавшаяся газетная статья об одиноких солдатах. Она тронула моего мужа, он нашел редактора газеты, а через него – автора статьи. Зрение понемногу вернулось к нему, и в нашей жизни начался новый этап.
Дуби Окунь:
Я уверен: все, что происходит в жизни, дается не просто так. Причем понимаешь это почти всегда не сразу, а лишь спустя какое-то время. Это относится и к самым серьезным испытаниям, хотя человеку и сложно так о них думать. Я был почти слепым, а вернув зрение, понял, что теперь хочу делать что-то важное для других людей. Так я решил собирать солдат и помогать им. Было непросто, ведь я – не официальное лицо. Сначала пошел в несколько армейских учреждений, но там отказались дать мне нужные контакты. Тогда я просто начал приглашать солдат к себе домой и раздавать им еду на пятницу- субботу, чтобы они могли встретить Шаббат. Сначала контейнеры с едой для них стояли просто у нас на кухне, потом нам разрешили раздавать пищу по пятницам в продуктовом магазине.
Впрочем, наша помощь не ограничивалась лишь раздачей пищи. Как-то раз к нам подошел юноша, который снял квартиру и жил один, а в доме ничего не было, и ему было очень холодно. Через два дня у него уже была плитка. Мы также помогали ребятам,которые не могли найти какие-либо организации или инстанции. Так продолжалось довольно долго.
Однажды вышло так, что мы не могли раздавать еду в привычном месте и попросили разрешения сделать это в одном из помещений местной синагоги. Раввин согласился, а потом предложил нам переехать сюда насовсем. Конечно, мы с радостью приняли его приглашение. Конечно, здесь все выглядело иначе, чем теперь. Это было заброшенное бомбоубежище, в котором, к счастью, давно не было нужды, и никто им не пользовался. Синагога дала нам денег на краску, ребята сами обновили стены, и постепенно здесь стала закипать жизнь. Мы повесили фотографии с наших встреч и мероприятий, а ребята сделали карту мест, из которых они приехали. Наш раввин говорит: «Теперь у нас есть помещение, о существовании которого мы и не догадывались».
Когда мы просто раздавали еду, ребята появлялись буквально на пару минут и тут же уходили. Теперь у нас есть место, где можно собраться и поговорить. У ребят появился дом, куда они всегда могут прийти, чтобы поделиться проблемами, обменяться впечатлениями и найти новых друзей.
Нина:
Мы начинали с нескольких солдат, но каждый из них стал приводить друзей и знакомых, а те, в свою очередь, своих. Так группа стала разрастаться, и до сих пор все время появляются новые люди. Кто-то живет рядом, в Хайфе, некоторые приезжают из других городов. Есть те, кто уже уехал, но до сих пор поддерживает с нами связь.
Нередко к нам приходят ребята, которые хотят пройти гиюр, то есть принять иудаизм. Мы помогаем им и в этом. Они посещают здесь синагогу, что считается плюсом для успешного прохождения, а если молодым людям нужна религиозная семья, мы помогаем ее найти.
Очень важно, когда у человека есть не просто друзья, а друзья, которые прошли через такие же трудности, что и он. Тогда человек уже не думает, что он один во всем мире и никто не может ему помочь. К нам приходят ребята, которые уже закончили армию, учатся и встают на ноги; они охотно делятся опытом и помогают тем, кто только начинает свой путь в Израиле.
Алексей, бывший солдат-одиночка, с радостью посещает встречи Дуби и после окончания армии:
В Израиле я живу уже шесть лет, успел закончить армию и сейчас получаю высшее образование. Меня всегда манили путешествия и море, поэтому я пошел служить во флот. Три с половиной года я отслужил на израильских военных кораблях. На втором году службы друзья рассказали мне, что есть некий Дуби, к которому можно прийти, вкусно поесть и пообщаться с другими ребятами. Готовить я в то время не очень любил и решил воспользоваться предложением.
Поначалу было немного страшно и волнительно прийти к незнакомым людям, но атмосфера оказалась очень теплой и гостеприимной. С тех пор я прихожу сюда почти каждый четверг уже несколько лет, хотя я уже и не солдат. Здесь всегда получаешь много удовольствия от встреч с друзьями, можно поделиться своими проблемами, пообщаться. У всех своя жизнь, но каждый готов выслушать и дать совет.
Здесь встречается несколько поколений: кто-то закончил армию, кто-то опытный солдат, а кто-то начал приходить совсем недавно. Есть и студенты, и те, кто уже заканчивает учебу. Нас ждут накрытые столы с очень вкусной горячей едой, создается ощущение домашнего очага. Поэтому люди и не перестают приходить сюда, закончив армию: ведь это семья, это место становится домом.
Да, солдаты, чьи родители остались за границей, считаются солдатами-одиночками. Но мы не одиноки, у нас есть большой папа – Дуби. Он звонит каждую неделю, спрашивает, как дела, и всегда готов поддержать.
Нина:
Мы с ребятами отмечаем все праздники; часть из них проводим в синагоге этажом выше, какие-то – прямо на улице. Неподалеку есть небольшой ресторан, который очень поддерживает нас и с радостью открывает двери для наших ребят. Хануку, Рош-а-Шана и Песах мы всегда отмечаем именно там, это стало доброй традицией. А израильский день Независимости принято встречать на природе. Мы нашли поблизости красивейшее место, где уже несколько раз устраивали пикники.
Самым удивительным нашим праздником была свадьба. Двое ребят из тех, что приходили к нам, солдаты-одиночки, решили пожениться – вопреки всему, несмотря на то, что были еще совсем не устроены, у них ничего толком здесь не было. Мы организовали им торжество. Все получилось даже лучше, чем мы могли себе представить! Очевидно, это было так хорошо и правильно, что помощь нам была послана свыше.
Когда делаешь что-то правильное, все устраивается будто само собой, даже если поначалу это кажется совершенно нереальным. Так вышло и с этой свадьбой. Чудесным образом нашлось свадебное платье для невесты, Анечки, никто не заплатил за него и шекеля. Дуби написал в Facebook, что готовится свадьба, и жители нашего района принесли невероятное количество еды. Из Самарии прислали вино, а одна женщина, хозяйка собственной пекарни, принесла потрясающий торт. Пришли фотографы, диджеи, было очень красиво и весело: люди, которые совсем не знали эту пару, радовались вместе с ними. Все помогали от души, совершенно бесплатно. Мы не знали, сколько человек пойдет в синагогу, чтобы продолжить праздник, но совершенно волшебным образом внутри хватило места для всех.
Да, мы помогаем бескорыстно, но все же получаем большую плату. Ведь то, что мы делаем – такой подарок для собственной души, который невозможно купить. Мы получаем удовольствие и хорошее настроение, а наши дети – огромную пользу: они смотрят на самых разных людей, расширяют свой кругозор, учатся ценить семью, поддержку, бескорыстие. Я убеждена: чтобы наше общество становилось лучше день ото дня, каждый должен делать что-то хорошее. Мы делаем все, что в наших силах, и многие нам помогают. Например, одна пекарня отдавала нераспроданные пироги, а в знакомом ресторане нам продают еду намного дешевле обычного. Дуби рад принять каждого – не обязательно быть солдатом-одиночкой. Приходите к нам в гости, наши двери всегда открыты!