Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 5 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 1 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 3 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 2 статей
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
|
Наверняка вам известно понятие "генеалогическое древо". То самое, по которому из поколения в поколение ветвится история семьи, где каждая ветвь, как листьями, усыпана именами предков. У каждой семьи такое древо свое, ни на кого не похожее, никем не повторяемое.
У семьи Шнайдман генеалогическое древо – финиковое.
В тихом сельскохозяйственном поселении Кинерет царит мир и покой, нарушаемый лишь редким рокотом мотороллеров и автомашин близлежащего шоссе. Здесь широкой улыбкой нас встречает мужчина с сединой в волосах и блестящими глазами. Это Йуда Шнайдман – глава семьи и финиковой плантации «Тамар Ба-Кфар», в буквальном переводе «финик в деревне».
Он угощает нас черным кофе и приглашает подняться на подъемнике до высоты пальмовой макушки, чтобы обозреть плантацию, спрятанную под размашистыми зонтиками пальмовых лап.
Помимо того, что сегодня Израиль является одним из основных мировых экспортеров фиников, для израильтян с глубокой древности финики, наряду с инжиром, гранатом, оливками, виноградом, пшеницей и ячменем, являлись священными плодами, первый урожай которых нужно было приносить в Храм. Во время прогулки под пальмами Йуда рассказывает, как начиналось его дело по выращиванию одной из столь знаковых для Израиля сельскохозяйственных культур.
Первая плантация финиковых пальм, которую посадил отец Йуды, прожила недолго. Её вырубили арабы, но Шнайдман не сдался и повторил эксперимент. Йуда, смеясь, называет родителей упрямыми людьми: «Они хотели создать рай на этой земле, а я бы уже давно поднял руки и отказался от своей идеи».
История Шнайдманов началась совсем не с финиковой косточки и даже не в Израиле, а на Украине, которую в 1895 году прадедушка Йуды - Айзик - покинул, переехав из Одессы на Ближний Восток. Семейство поселилось в еврейском мошаве Хоран в Сирии, недалеко от Дамаска, а спустя три года переехало в Израиль. Оттуда Айзик писал сыну, дедушке Йуды: «Земля Израиля зовет тебя». Получив письмо, Шнайдман продал свое лесорубное хозяйство и отправился морем из Одессы в Израиль.
В Яффском порту тогда еще не было причала, и из-за плохих погодных условий пришвартоваться пришлось в Бейруте. Семье не сразу удалось сойти на землю: документы были оформлены на въезд в Палестину, а не в Ливан. Помог случай. Когда капитан судна увидел на палубе тётю Йуды - красивую женщину - в слезах, он помог ей с семьей пробраться на берег под покровом ночи. Так предки Йуды начали свой путь к Израилю, в течение долгих трех дней и ночей добираясь туда на ослах.
В 1908 году отец Йуды получил участок земли в поселении Кинерет. Шнайдманы построили здесь девять домов, школу и занялись земледелием. Через десять лет сюда переехала семья евреев из Вильнюса, и одна из дочерей семейства нашла работу в доме отца Йуды.
Помимо фиников, в сложные периоды Шнайдманы занимались также животноводством и земледелием. Они перевозили нефть на мулах в Бейрут, выращивали овец и коров. Но постепенно сельское хозяйство становилось главным делом Шнайдманов. Некоторое время они выращивали и экспортировали в Англию грейпфруты. Однако, когда выяснилось, что эти цитрусовые нейтрализуют действия лекарств против холестерина, бизнес на грейпфрутах сошел на нет. Также семья культивировала манго, авокадо и финики, плантации которых и по сей день известны по всей стране.
На плантации в мошаве Кинерет выращивают финики сорта Хияни (Hayani). Того самого, который, согласно исследованиям учёных из медицинской школы им. Раппопорта Хайфского технологического университета «Технион» во главе с профессором Михаэлем Авирамом, назван одним из девяти сортов фиников, обладающих протективными свойствами для сердечно-сосудистой системы.
Плоды этого сорта срывают с дерева еще красными, до того, как они созревают. Это спасает урожай от прожорливых птиц, любящих только зрелые финики. После сбора плоды замораживают при температуре -18C° и около месяца держат в холоде до тех пор, пока не замерзнет косточка. После размораживания финики очень быстро созревают и становятся сладкими. При этом, согласно исследованиям, употребление плодов финиковой пальмы не повышает уровень сахара в крови.
Срок хранения размороженного финика относительно короток, так что лакомиться плодами желательно не дольше недели. По сравнению с другими сортами, в Хияни мало сахара, поэтому его можно есть в бо́льших количествах.
В общей сложности с одной плантации собирают около 100 тонн урожая в год. Каждое дерево дает примерно 300 килограммов фиников. Причем плоды приносит только пальма женского рода, а в промышленных масштабах плодоносит лишь через пять лет после посадки. Первыми вырастают деревья мужского пола, их выращивают отдельно. В период цветения с мужских особей собирается пыльца для оплодотворения женских деревьев, и ею опыляется каждый цветок пальмы-плодоносицы.
«Сейчас плантации уже 50 лет, и она в конце своего творческого пути, – с сожалением говорит Йуда Шнайдман. – Она на пике плодоношения, но уже в следующем году на смену старым придут молодые деревья».
Мы проходим между деревьями, где между взрослыми пальмами начинают прорастать молодые деревца, продолжая дело семейства Шнайдманов, начатое упрямыми предками, которые хотели создать рай на этой земле.
Жители и гости Израиля могут посетить магазин и экскурсионный центр «Тамар Ба-Кфар» ежедневно:
Воскресенье-четверг, суббота 9.00 – 19:00, Пятница 9.00 – 18.00