Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 5 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 1 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 3 статей
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 2 статей
в разделе 4 статей
|
Сортировать по: дате рейтингу
в разделе 0 статей
|
Что происходит сегодня в израильской арт-среде? Как выглядит ситуация с художниками, которые репатриировались в Израиль из России и стран бывшего СССР? Есть ли факторы, сдерживающие продвижение их творчества в Израиле?
Своим мнением на эту тему с нами поделился замечательный израильский художник, репатриант из России Анатолий Баратынский. Посетив выставочный зал иерусалимского Центра искусств «Дом Качества», а также познакомившись с творчеством художника в его мастерской, расположенной в пригороде Иерусалима Эйн Кареме, мы словно побывали в зоне, свободной от предрассудков и идеологии.
- Израиль - дозволено все?
- Понимание того, что происходит сегодня в израильском искусстве, приходит быстрее, потому что Израиль - страна открытая. Художники здесь смотрят, сравнивают, учатся. В России, по моему собственному опыту и наблюдениям, взгляд на искусство несколько архаичный.
Помню, как в начале 90-х, сразу после репатриации, я пришел в Музей Израиля, увидел картины и понял, что по стилистике и пластическому языку своих работ я нахожусь в двадцатых годах 20-го века. Получается, что советское искусство в своем понимании и пластике на тот момент отставало лет на семьдесят.
- Правда ли, что в израильском искусстве до сих пор актуально такое направление, как минимализм?
- Каждая волна алии, вне всякого сомнения, оказала своё влияние на современное израильское искусство.В 20-е и 30-е годы было очевидно влияние Германии, в 60-е и 70-е годы – Соединенных Штатов. Наибольшую популярность в связи с этим получило направление "минимализм", пропагандируемое культовым художником Рафи Лави. На мой взгляд, здесь всё зависело и от материальной составляющей: минимализм - это искусство бедных, можно сказать, киббуцное искусство, основанное на определенной концепции, идее.
В Израиле это направление приобрело невероятную популярность и крепко обосновалось в современном художественном восприятии израильтян. Ничего плохого в этом нет. Однако в США увлечение им уже давно закончилось, а здесь до сих пор продолжается. Более того, это направление весьма востребовано среди израильских галерей современного искусства. В тель-авивских галереях, диктующих моду, совершенно не нужно ваше умение рисовать; важно своевременно выдавать концептуальные идеи.
- Как выглядит ситуация с художниками, которые репатриировались в Израиль из России?
- Молодому поколению, тем, кто учился здесь, в Израиле, думаю, легче. У них другое мировосприятие, уже есть какие-то полезные связи, знакомства. Ситуация с художниками из России, приехавшими 20-30 лет назад, иная. Попасть в израильскую арт-среду очень непросто.Вход для них, как правило, невозможен из-за отсутствия связей, беглого иврита и сохранившегося менталитета. Но даже в том случае, если пластический язык художника после приезда сюда изменился, он всё равно отличается от местного, израильского. Вообще, составной частью проживания здесь является испытание местным колоритом.
По сути, арт-среда в Израиле - это закрытый клуб. Художников очень много, критериев в современном искусстве нет; можно делать все, что угодно, и без специального образования, выдавая лишь концепции, идеи. Получается, что содержание начинает главенствовать над формой, а мастерство и талант вторичны. Тем более что современные графические технологии позволяют обходиться без навыков рисования и письма. Всё это, к большому сожалению, иногда сказывается на качестве работы.
- Ваши картины активно и с удовольствием покупают туристы, приезжающие в Иерусалим. Разве не это является одним из главных критериев востребованности современного художника?
- В силу прекрасной обученности репатриантов из России и стран СНГ, нам абсолютно открыты все коммерческие галереи, где основным критерием действительно является то, покупают твои работы или нет. Коммерсанту абсолютно не важно, кто ты, откуда ты и насколько бегло говоришь на иврите. Важно, что твои работы имеют спрос среди покупателей.
- Выставочный зал Центра искусств (Дерех Хеврон, 12), где мы сегодня побывали – одно из тех красивых и удивительных мест, которые создают особую атмосферу Иерусалима. А как обстоят дела с выставочными площадками в столице Израиля?
- Их в Иерусалиме катастрофически не хватает. Места, где можно устроить выставку, легко пересчитать по пальцам одной руки. Для такого города, как Иерусалим, это очень мало. Организовать выставку, вмещающую, к примеру, около двухсот работ, весьма проблематично. Хотя есть надежда, что в скором времени ситуация в столице Израиля улучшится.
- Что для Вас означают слова «быть художником в Израиле»?
- Вообще, быть художником – занятие сложное и не самое оплачиваемое, требующее больших душевных затрат, вдохновения, энергии. Искусство обязательно должно нести не только новую идею и концепцию, но и новое содержание, технику, приемы. Когда всё сводится лишь к минимализму, искусство перестает быть новым.
Израиль – уникальная страна, которая дала мне возможность активно работать, заниматься творчеством, достойно жить, путешествовать и постоянно учиться чему-то новому. Среди ярких моментов - две выставки в США, в галерее «Сердце Мира» (штаты Северная Каролина и Флорида); мастер-класс, который я проводил в Великобритании (г. Порлок), организованный Лондонской галереей Аллы Булянской.
Впереди много новых проектов. Жизнь идет, творчество продолжается…