На первый взгляд может показаться, что у армейского водителя забот не много: катайся туда-сюда, перевози людей, выполняй задания и поручения, не служба – одно удовольствие. На самом же деле бывают и трудности, и неожиданности, и просто смешные случаи, которыми теперь, по прошествию времени, очень хочется поделиться.
Я приехал в Израиль давно – мне едва исполнилось 2 года. Призывной возраст (о призыве в АОИ читайте здесь), как и в России, здесь начинается в 18 лет, тогда же пришло и мое время идти на службу. Так получилось что я отсрочил ее на год, но сейчас не об этом. Если честно, перспектива бегать с ружьем в Армии Обороны Израиля меня не очень прельщала, и я прямо ответил: не пойду. Потому что мне сообщили, что я попал к «лохамим» в подразделение «Кфир» («лохамим» - это бойцы). На что мне так же честно и просто ответили: это невозможно, потому что служба обязательна, но я всё же отказал им. Пришлось искать подходящий альтернативный вариант, который устраивал бы всех: и меня и израильскую армию.
Через некоторое время мне позвонили и предложили быть водителем-пограничником с возможностью служить неделю через неделю. Это мне понравилось куда больше, но окончательное решение призваться все равно созрело только в последнюю ночь. Итак, я собрал рюкзак, и уже на следующее утро началась моя служба.
Курс молодого бойца длился три недели, проходил я его как обычный «джобник» (это армейский сленг, от английского «job» – работа) – был с другими такими же водителями. Всего нас набралось 200 человек – парней и девушек. После этого начался необходимый курс вождения, и по его окончании, я перешел под крыло своей армейской базы. Кстати, права я получил еще до начала службы, но за счет армии.
Как я получал права – это отдельная история. Вместо одного учителя, я прошел четырех: первый сказал, что я бездарь и никогда не смогу водить машину, второй неожиданно пропал – перестал работать с армией, третий был директором автошколы, он дал мне три урока и решил продвигаться по карьерной лестнице – уехал в Иерусалим открывать еще одно учреждение.
Но перед своим отъездом тот директор дал мне другого учителя, сказав, что это лучший из всех, которые только могут быть. Тут я с ним полностью согласен – меня учили не просто сдаче теста, а нюансам, каким-то важным деталям. В итоге я сдал экзамен со второго раза – требования очень высокие, не допускается даже малейшей ошибки. Права я получил в феврале, и уже через месяц началась моя армейская служба.
Вся моя служба проходила в Эйлате – туда меня и отправили после сдачи экзамена. На курсах вождения и курсе молодого бойца меня сочли лучшим – выдали грамоту, в которой были подчёркнуты личные качества и водительские заслуги.
До того как принять меня на должность водителя-пограничника, мой командир попросил рекомендации у всех людей, которые были знакомы со мной в армии, они подтвердили: хороший человек. И сразу же меня отправили водить на границу, а я к тому времени не знал абсолютно ничего. Я попросил ребят, которые уже имели опыт службы, помочь мне и хоть что-нибудь объяснить. Они написали мне на обрывке газеты инструкцию, как проверить машину перед движением. Только через полгода мне дали профессиональный курс. Но к тому времени я занимался этим уже 6 месяцев и успел набраться опыта.
Всего за время службы я был на трёх базах, находясь в должности водителя-пограничника (запрещается все время находиться на одной). Задания там у нас были очень разные. Например, на границе с Египтом я «ловил» суданцев, которые бегут к нам из Африки. Их путь как раз пролегает через эти границы. Мы патрулировали 20-ти километровый участок израильской границы, за ним в сторону Египта идут горы, откуда обычно прибывали 200–300 суданцев в день, причем как по расписанию – в 6 утра.
Оружие направлять на них было нельзя, иначе люди начинали пугаться и разбегаться, а вы представляете, что это такое – поймать 300 разбежавшихся человек? Доходило до того, что они начинали разделяться на несколько несогласованных групп, часть из которых нам удавалось поймать, а часть в итоге преспокойно уезжала в Беэр-Шеву. Там, правда, их уже ждали, но сам факт того, что людям удавалось сбежать – уже не очень хорошо. Попадались те, кто решал дойти до Тель-Авива пешком и шел совершенно в другую сторону, где-то на границе с Иорданией все же понимая: Тель-Авив не там…
Были суданцы, которые перелазили прямо с дипломатом: лезет человек в спортивном костюме, сбрасывает с себя все, надевает туфли, пиджак и берет дипломат, а там египетские деньги, евро, доллары, шекели и ноутбук – и уже готов идти начинать свое дело!
Временами было жутко: люди не пили и не ели нормально несколько дней, а там и пожилые, и женщины, и дети. Пытаешься их напоить – а они не верят, думают, что вода отравлена. Приходилось сидеть с ними, отпивать из каждой бутылки и ждать, чтобы видели – вода безопасная.
Помню, как израильская армия строила разделительный забор с Египтом. Под разделительным мостом, под бетоном должны быть специальные трубы, которые проводят воду – при строительстве мы не имеем права нарушать природный баланс. Чтобы там никто не лазил из непрошеных гостей, нужно было растянуть по всей трубе моток колючей проволоки.
Как-то ночью, пока все спали, я решил заняться этим сам, только не до конца понял, что к чему, и в итоге растянул ее со стороны Египта, а не наоборот, – то есть назад в Израиль вернуться уже не смог. Пока люди спали, конечно, я таки обошел недостроенный забор и вернулся в машину. Приключения – это моё :)
Еще на нашем отрезке границы был пропускной пункт с Иорданией. И через него как-то раз хотел перейти очень странный американец. Мы поймали его, он все спрашивал, как ему перейти через границу. Привезли его куда нужно, интересуемся, в чем дело, почему его не пропускают. Нам объяснили, что он странный, вызывает подозрения и везде трогает забор. Когда его отпустили, он отправился делать то же самое, но уже в другую сторону! Так и не дошел – видимо, надоело. Попадаются чудики… Некоторые специально у границы ночуют в палатках, чтобы пораньше попасть в другую страну, за время службы я насмотрелся, конечно, на многое.
«Фасолинки» – это не еда, голодный читатель! :) Это спящие на патрульных машинах солдаты, которые в конец обнаглели. Во время патрулирования границы, они брали спальные мешки, надевали их себе на головы и укрывали тела, пристегивались ремнем безопасности и так ехали в патрулирующей машине.
Вообще сон в армии на вес золота, в объятиях Морфея нам был дорог каждый час. Помню, к нам приходили «милуимники» – солдаты-резервисты. На самом деле, это было смешно: мы, срочники, тогда уже давно нормально не спали, и я незаметно уснул в кузове машины, а ребята-резервисты поехали искать меня. Проснулся я от того, что катаюсь по машине. Говорю:
- Слушайте, а куда мы едем?
- Тебя искать!
- Так вот он я, нашелся!
Вообще, в массе своей, израильтяне – добрый и отзывчивый народ. Когда они видят солдата, который сидит на дежурстве в 50-ти градусную жару совершенно уставший, все стараются как-то помочь: привозят колу, чипсы, даже пакетик льда – и то очень приятно. Временами было трудно, но мы находились в очень красивой местности: рядом с нами – Красное море, видели удивительных розовых фламинго и ящериц, набрели на заброшенный детский лагерь. А какие там закаты в красных эйлатских горах – вообще шикарные!
Я не жалею, что в моей жизни была армия, она многому научила, открыла что-то новое. Даже ради таких воспоминаний уже стоило идти служить, тем более здесь, в стране, которая столько тебе дала.
А каков был ваш армейский опыт?