• Места
  • Люди
  • Жизнь в Израиле
  • Культура
  • Репатриация
  • Туризм
Если новый репатриант по профессии учитель

Репатриация


Ирина Гофштейн
Израильский учитель, душа и мудрость компании и просто человек, который всегда подскажет, как лучше.

Если новый репатриант по профессии учитель


Если вы – новый репатриант и по профессии – учитель, то эта статья для вас. Если же нет, то не стоит на ней задерживаться: то, о чем я напишу, ни для какой другой профессии не актуально. Я расскажу вам о своем опыте, как я стала израильским учителем физики.

Мой первый класс

Я в стране уже 5 лет и только в этом году войду, наконец, в класс на полном основании, без всяких допущений и оговорок. Я прошла (впрочем, до сих пор не до конца прошла) длинный, трудный, порой несправедливый путь. Встречала на нем тех, кто помогал словом, советом; тех, кто активно мешал, наполняя мою жизнь абсурдом на грани разумного.. И все же я – на пороге школы. (Оговорюсь: в учительскую я впервые вошла через 8 месяцев после приезда в страну. И в класс вошла. Но оказалось, что все не так просто…) И мне есть, что подсказать новым людям, есть, от чего предостеречь. А уж дальше.. Дальше каждый идет сам. Главное – верить. И однажды у вас обязательно получится, на вашем пути обязательно встретится тот самый человек, который поможет не словом, а делом. Как случилось у меня.

Я не буду рассказывать свою историю: все равно она у каждого своя. Но несколько опорных точек я все же опишу.

Не слушайте советов тех, кто в стране давно

А «давно» в нашем случае – это 7-8-9 и т.д. лет. Даже тех, кто работает сейчас, но все «правильные бумаги» получил несколько лет назад. Ситуация меняется каждый год. За мои 5 лет, например, условия доплаты от министерства образования менялись ТРИЖДЫ!

Итак. Вы приехали в страну, обустроились.

Этап первый: подтверждение диплома

Это, конечно, в министерство образования (мисрад ахинух). На сайте вы прочитаете (или вам прочитают), что в первоочередном порядке рассматриваются документы, посланные напрямую в Иерусалим. Лично я рисковать не стала: там надо бланк заполнить, и я хотела быть уверенной, что все сделано верно. Пусть чуть дольше, но наверняка. Поэтому пошла по месту жительства (я живу около Кейсарии, поехала в Хайфу).

Какие нужны документы? Теудат зеут и теудат оле, ВСЕ дипломы обо всех образованиях. У меня лично аттестат школьный не попросили (мне было 47), у моей одногруппницы по ульпану попросили (ей было 25). Все – в оригиналах и копиях. Заверять не нужно. Если ваши документы на русском или английском, перевод тоже не нужен. Сотрудница при вас сличает оригинал и копию, ставит на ней печать. Нам бланки она заполняла сама, задавая нам вопросы. Вся процедура – 10 минут, не больше. И – ждать. (Сразу предупреждаю: ждать – это главное умение, которое вам нужно приобрести как можно скорее. Израиль – страна, где никто никуда не торопится. Привыкайте.) Я ждала месяц, получила по почте.

От того, как перевели вашу профессию, зависит ваш путь

А вот дальнейший ваш путь напрямую зависит от неведомого вам переводчика в недрах министерства образования. Вы получите ишур – подтверждение диплома. И там ищите главное слово: кого в вас признали. Если там написано «морэ» (учитель), путь у вас один. Если есть ВЕЛИКОЕ (я не шучу) слово «ораа» (преподавание), ваш путь другой.

Если вы – морэ

следующим шагом вам надо обратиться к инспектору по морим олим (новоприбывшим учителям) вашего региона и узнавать, где и на каких условиях вы можете пойти учиться для получения Теудат Ораа (свидетельства о праве на преподавание). Учеба длится два года. Сколько стоит и на каких условиях берут – не знаю. По этому пути я не шла. Но это знают инспектора. Знаю только, что есть школы, которые могут взять вас на работу и в процессе учебы. Это – ваша удача, если найдете (кстати, искать вам тоже никто ничего не будет. Обещать будут. Искать – нет. Рассчитывайте только на себя).

А вот если в вашем ишуре стоит заветное слово «ораа»

Это означает, что два года учиться вам не нужно. Но подождите радоваться. Путь ваш не менее, если не более труден. Формально учиться вам не надо, это вам любой инспектор скажет. Но на деле Теудат Ораа у вас на руках нет. Во всяком случае, для директоров школ ваш ишур – это только ваша «степень» (там внизу это будет написано: Тоар ришон или шейни, в зависимости от количества лет учебы), которая влияет на уровень зарплаты. И поэтому во всех документах от мисрад ахинух будет написано «морэ ло мусмах» (незадокументированный учитель. Не удивляйтесь: так бывает). И это – огромная ваша проблема. Лично я получила решение этой проблемы совсем недавно, и то только после того, как на моем пути встретился тот самый, заветный, человек, который помог не словом, а делом. Но об этом немного позже.

Этап второй: подтверждение стажа работы

Не откладывайте, это тоже длительный процесс. А подтвержденный стаж весьма ощутимо влияет на вашу зарплату. (В пенсию не идет, закон так и не принят пока. Но ведь жить надо сегодня).

Ваша трудовая книжка тут никого не интересует. Нужны справки из всех школ, где вы работали, с указанием должности и нагрузки. ТОЛЬКО ВАЖНО: не количества ваших часов, а процент от ставки!!! Здесь ставка учителя – 24 часа (после 50 лет – 22), а в России – 18. И год идет в зачет, только если у вас было не меньше трети ставки. Так что будьте внимательны! ПРОЦЕНТ, а НЕ ЧАСЫ!

Кроме того, если с момента принятия вас на работу до сегодняшнего дня школа меняла название (а в России это происходит с завидной регулярностью, например, из-за изменения названий всяких муниципальных органов), то нужно еще приложить справку и обо всех изменениях. Директора это знают. Я сменила 4 школы, из первой увольнялась 20 лет назад, поэтому справка о последовательных изменениях названия заняла три листа.

Все эти справки вы несете в бюро переводов и просите апостиллированный перевод. Стоит денег, но это оправдается. Занимает это тоже примерно месяц. Где-то меньше, это уже несущественно. Делаете копию и относите на место работы. В моей первой школе в мисрад ахинух посылали сами, в некоторых просто дают адрес, куда отправить. И еще где-то через две недели – месяц максимум – вы получаете документы из мисрад ахинух о подтверждении стажа. Если еще не работаете, спросите у инспектора, куда надо отправить документы.

Этап третий: обязательный курс

Он может проходить параллельно со вторым. Это курс общественных наук, без окончания которого с вами никто разговаривать не будет. (Может, и будут, как было со мной, но неформально. Я первый год была «как бы» учителем…)

Для того чтобы на него попасть, нужно закончить ульпан. Причем, в ульпане очень рекомендую учиться по-настоящему: все предметы читают на иврите, не делая никаких скидок на то, что вы – свеженький олим. И экзамены все письменные и тоже на иврите. И словарем пользоваться НЕЛЬЗЯ! (Вы же в учителя рветесь – какой вам словарь!) А предметы… История, традиция, гражданское право, литература, танах, иврит (причем, иврит уровня НЕ АЛЕФ!!). У меня курс шел 10 месяцев: в течение учебного года – один раз в неделю вечером, летом – каждый день днем в течение месяца примерно. Не пугайтесь: все возможно, все достижимо. Очередной ваш Ишур – об окончании курса - вы тоже получите по почте. И тоже где-то спустя месяц. Если не получили, бейте тревогу, звоните куратору курса, инспектору.. У меня была «страшилка»: в мисрад ахинух ПОТЕРЯЛИ меня вместе со всеми документами. Инспектор сменилась – и потерялась ее таблица со всеми моими данными. И еще почти месяц я потратила на «восстановление» себя.

Сразу оговорю: я – учитель физики, мне этого курса было достаточно. Учителя английского, с которыми я училась вместе, говорили, что им обязательно нужно было еще заканчивать какой-то курс по языку. Этого не знаю, узнавайте.

Вот теперь формально вы готовы идти по пути получения самой главной педагогической бумажки: Ришайон Ораа (дословный перевод – Разрешение. Но он не отражает смысла: разрешение у вас формально уже есть. А это – самое главное, постоянное, окончательное разрешение!!)

Этап четвертый: ришайон ораа

Для этого нужно работать, причем НЕ МЕНЬШЕ, чем на треть ставки. И вообще-то работать не меньше года. Но на это иногда глаза закрывают, если вы уж очень хороший учитель. Главное – ТРЕТЬ СТАВКИ.

Вы должны взять на сайте бланк, заполнить его и получить на нем подпись (она же - рекомендация) директора школы. Затем ваш раказ (в России это называлось «председатель методического объединения») приглашает к вам на урок районного инспектора по предмету. Если все хорошо, то может быть, все ограничится одним посещением. Если что-то не так, может быть и два, и три визита. Он подписывает ваш бланк и (!!!!!!! НЕ ПРОПУСТИТЕ!!! Я попалась на этом!!!) должен получить на нем подпись мафмара (Это главный методист страны по вашему предмету). Без этой подписи все – пустышка. Как получают эту подпись, я не знаю. То ли инспектор сам все подписывает, то ли вы должны как-то добраться до мафмара – пока это для меня будущее, т.к. я этой тонкости не знала, инспектор мне ничего не сказала, и я просто отправила все бумаги в соответствующее отделение министерства. А через две недели получила их назад именно из-за отсутствия данной подписи. А дальше абсурд лично моей истории отодвинул процесс еще на два года. И только сейчас забрезжила надежда на благополучный исход в этом году.

Мой трудный и порой печальный опыт

Мой очень трудный и порой весьма печальный опыт научил меня нескольким вещам. НЕ СЛУШАТЬ советов «бывалых». Они все уже совсем при другом положении и «весе», чтобы вам советовать. Они все уже с «положением» в своих школах. А вы – новичок, по-настоящему без прав.. Сложных ситуаций будет очень много, на всех ваших этапах, особенно, когда дело дойдет до поисков работы и ее начала: в процессе привыкания к новой ментальности.

Ментальности ДЕТЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ. И если вам будет казаться, что с вами поступают несправедливо, есть один путь: проконсультироваться с адвокатом по поводу законности действий, а потом КРЕПКО подумать, а надо ли идти «на войну». Очень может быть, что вы ее выиграете, как дважды выигрывала я, хотя бы потому, что на вашей стороне правда. НО! Израиль – очень маленькая страна, тут все друг друга знают. И захочет ли ваш потенциальный работодатель брать человека, о котором уже идет слава скандалиста?

К тому же, здесь при приеме на работу очень принято просить рекомендации. Директора школ уже давно не пишут никаких амлацот (рекомендаций), они разрешают дать свой номер телефона. Что именно они будут говорить о вас, вы не узнаете. Так что – думайте, прежде чем отстаивать свои «ущемленные права». Иногда, поверьте, стоит чем-то поступиться.

Не «советчик», а помощник

И еще. Верьте: на вашем пути встретится не «советчик», а помощник. Для меня им стал четвертый или пятый (уже сбилась) инспектор по морим олим, с которым меня свела жизнь. Он выслушал мою историю и попросил прислать свои документы. И он сделал главное. Он САМ отправил их в Иерусалим, и в августе, спустя 4,5 года после подтверждения диплома, я получила официальную бумагу из министерства, в которой говорится, что мой диплом полностью соответствует требованиям Израиля, и я имею ТЕУДАТ ОРАА по своему предмету. Правда, дали не на всю школу, а только до класса юд (10го). На два последних почему-то не подтвердили. Почему – он обещал мне выяснить. (Но это уже не настолько важно. Работать я могу и буду, а если региональный инспектор подпишет просьбу на ришайон, то и вообще все хорошо). И он же пообещал САМ связаться с нужным отделом министерства, чтобы из моих данных исчезло злополучное слово «ло мусмехет»… В любом случае, как бы ни прошел процесс с ришайоном, эта бумага – главная на сегодня моя бумага. Теперь я – не «как бы», а подтвержденный, дипломированный израильский учитель.

Я не знаю, что вам посоветовать: узнавать, куда надо посылать свои бумаги, или просить об этом инспектора. Ни один из предыдущих инспекторов этого не делал и мне не говорил (для них все и так было очевидно), а я не знала, что так можно. Мне все говорили: у тебя эта ТЕУДА как бы есть, учиться специально тебе не надо. Как бы есть – а на деле каждому новому директору надо было все заново объяснять, и не каждый готов был связываться с непонятным учителем со словом «как бы»…

Учите иврит

И последний совет. УЧИТЕ ИВРИТ. Учите прилежно, упорно, читайте учебники по своему предмету, не дожидаясь начала работы, читайте газеты, как можете, смотрите телевизор, слушайте радио, цепляйте любого, кто может поговорить с вами на языке. Ваш язык – ваша визитная карточка. Язык – а не профессионализм при приеме на работу. То, что вы – профессионал, принимающая сторона поймет быстро. А вот ваше умение легко говорить и общаться – это камень преткновения на первых порах.

Если вы любите свою работу, если вы хотите продолжить здесь заниматься любимым делом, в конце концов, у вас все получится. Не сразу, нет. Пять, даже семь лет – это обычный срок для полноценного входа в специальность. А пока… пока можно поработать и лаборантом, и учителем доп.занятий, и подменным учителем – лишь бы оказаться там – за заветной дверью школы.

Удачи вам! Помните: главное израильское слово – САВЛАНУТ (Терпение)..

Ирина Гофштейн
Израильский учитель, душа и мудрость компании и просто человек, который всегда подскажет, как лучше.
9
репатриация, образование

Вопрос или комментарий?

Чтобы написать комментарий, пожалуйста войдите »